Толкования на Пс. 84:3

Свт. Афанасий Великий

Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их

Оставил еси беззакония людей Твоих, т. е. чрез веру соделавшихся Твоими людьми. Разумеет же обратившихся из язычников, по сказанному пророком Захарией: в той день прибегнут ко Господу языцы мнози, и будут Ему в люди (Зах. 2,11).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их

Это – благоволение к нам: не одно беззаконие Он оставил нам, а все; равным образом и все грехи наши по­крыл Своим человеколюбием, подобно тому, как врач покрывает рану лекарствами. Беззакония и грехи пророк упомянул, желая вы­разить не одно и тоже, а чтобы показать, что Бог простил не только иудеев, преступления которых называются беззакониями, так как они находятся под Моисеевым законом, но и язычников, проступки которых называются грехами, так как своими греховными делами они обращают небесные планы во что-то неразумное. Здесь следует в пении перемена тона, причем пророк прервал свою речь не без причины, – он намерен был сказать о чрезвычайно важном, и ум его подавлен был величием откровений, потому он и имел нужду в перерыве, чтобы точнее уразуметь их.

Беседа на псалом 84.

Блж. Феодорит Кирский

Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их

См. Толкование на Пс. 84:2

Евфимий Зигабен

Оставил еcи беззакония людей Твоих, покрыл ecи вся грехи их

Этот народ в другом месте в псалме 31-м назвал блаженным, говоря: блажени ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. Ибо Он простил нам вследствие покаяния беззакония наши и священными водами божественного крещения покрыл грехи наши. Евреи же говорят, что Бог простил грехи, за которые они были в плену и покрыл беззакония их в глубине забвения. Но народом Божиим называется не только древний народ Иудейский, по причине представленной в псалме 80-м, но и новый народ христианский, как мы сказали в первом стихе 77-го псалма.

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 3-4 Оставил еси беззакония людий твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев твой, возвратился еси от гнева ярости твоея

Понеже грехи, отчуждившие народ от Бога, могли нанести страх и безпокойство верным, то и сие сомнение отъемлет Пророк, показывая, что Господь, избавя народ Свой от плена, сим образом засвидетельствовал, что нет таких грехов, которых бы Он не простил сынам Авраама, ради завета, учиненнаго с ним. Ибо ежели бы они прежде не испытали толикия благости Божией, то непременно были бы подавлены тяжестию бедствий, продолжавшихся чрез толь долгое время. Отсюду видим, каким образом Бог, благоволя о земле Своей, возвратил плен Иаковль. Он сие соделал, оставя грехи народу Своему. Якоже бо грех был причиною плена: тако оставление греха было причиною избавления от плена. Далее дает причину, чего ради Бог оставил грехи народу Своему, и говорит, что Он умилостивился, и гнев отложил: якоже бо гнев Божий был причиною казни, тако и умилостивление было причиною оставления грехов.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их

См. Толкование на Пс. 84:2

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–4 Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея

Беззакония и грехи иудейского народа навлекли на него гнев Божий, попустивший сему народу подвергнуться столь тяжкому наказанию, каково было вавилонское пленение всего народа. И вот когда Господь Бог избавил его от сего наказания, возвратил его из плена, то этим самым показал уже, что Он оставил, предал забвению беззакония людий Своих и покрыл милосердием Своим тяжесть грехов их. А это последнее, т.е. оставление, или прощение, беззаконий и покрытие всех грехов их, служило явным свидетельством того, что Господь прекратил уже весь гнев Свой, который Он имел к народу Своему за его беззакония, и от сильного гнева (от гнева ярости) Своего приклонился (возвратился) к благоволению и милости. Выражение: гнев ярости – не нужно понимать здесь в буквальном смысле – высшей степени раздражительности, или гневной страсти, каковые несвойственны существу Божию. По словам Евфимия Зигабена (в изъяснении Пс. 37:2), пророк говорит так лишь для большей ясности применительно к нашему пониманию, дабы мы, устрашенные этим, воздерживались от пороков (7, с. 296].

Объяснение священной книги псалмов.