Толкования на Пс. 84:9

Свт. Афанасий Великий

Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему

См. Толкование на Пс. 84:8

Свт. Иоанн Златоуст

Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему

Удивительна вера пророка! Только что посеял он семя мо­литвы, как уже получает от нее и плод. И зная, Кому он мо­лился, приготовился к слушанию мира, того мира, который даровал Хри­стос народу Своему, т.е. верующим в Него, чрез лик апостолов. Последние справедливо называются святыми Его и обратившимися серд­цем, так как всецело посвятили себя Христу и обратились к Нему от всего сердца, отреклись от всего житейского, оставили родителей, домашних, занятия, и говорили открыто: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф.19:27).

Беседа на псалом 84.

Прп. Исихий Иерусалимский

Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему

Кто со всем рачением хранит чистоту сердца, тот наставником в ней будет иметь законоположителя ее Христа, Который таинственно будет изрекать ему волю Свою. «Услышу что речет о мне Господь Бог» (Пс. 84:9), говорит Давид, указывая на это. Изображая же разглагольствие ума с самим собою о мысленной брани и о заступническом в ней покровительстве Божием, говорил он: «и речет человек: аще убо есть плод праведнику» (Пс. 57:12)? А потом, изъявляя состоявшееся вследствие обоестороннего рассмотрения решение, говорит: «убо есть Бог судяй им» – злым демонам «на земли» сердца нашего (там же). И в другом месте говорит он: «приступит человек и сердце глубоко, и вознесется Бог»; и тогда «стрелами младенцев» будут сочтены «язвы их» (Пс. 63:7-8).

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Блж. Феодорит Кирский

Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему

Человеколюбивый Владыка услышал прошение мое, говорит Пророк, произнес определение мира, и даровал его тем, кто прибег к покаянию, и помысл свой научил обращаться к Богу; потому что обращение сердца к Богу есть освобождение от грехопадений и начало правды. С сим согласно и сказанное потом.

Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Евфимий Зигабен

Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему

Услышу, что речет о мне Господь Бог

Чувствуя божественное вдохновение, пророк приготовляет себя к слушанию. О мне или «во мне», говорит, показывая, что не вовне будет говорить, но внутри, в уши души.

яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя и на обращающыя сердца к Нему

Послушаю, говорит, что Он скажет. Ибо Бог скажет и возвестит мир народу своему, и народ Божий всегда имеет мир и с самим собою и с Богом, и напротив всегда ведет борьбу с врагами Божиими, с демоном и с друзьями его. Тех же верных назвал людьми Божиими и преподобными, т. е. посвященными Ему, и обращающими сердца свои, т. е. свои души к Нему; или сердцем обозначил всего человека, частью целое.

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди своя, и на преподобныя своя, и на обращающыя сердца к нему

Здесь примером своим научает Пророк всю церковь кротости и великодушному терпению. Ибо сими словами показывает, что он в спокойном духе и как бы в молчании пребывает: понеже удостоверен, что Бог печется о церкви Своей. В самом деле: ежели бы мнил, что счастие господствует в мире и род человеческий слепым случаем управляется, то не приписывал бы Богу власти повелительныя. Ибо глагол речет означает здесь то же, что повелит или заповедует, аки бы сказал: я верую, что в руце Божией содержится врачевство для настоящих зол, и сего ради спокоен пребуду, донележе приидет уреченное время ко избавлению церкви. Якоже убо безпокойныя наши страсти мятутся против Бога, тако терпение есть род некотораго молчания, посредством коего благочестивыя мысли покоряют себя воле Его. Во втором члене сообщает церкви радостнейшую весть: ибо ежели де Божие есть дело повелевать людьми, и располагать делами их, то нельзя статься, чтоб Бог, любящий церковь, не возымел о ней промысла. Под именем мира у Евреев означается всякое благополучие, и во всех делах счастливый успех. И потому сущность оных слов: яко речет мир на люди Своя, есть та, что церковь Иудейская по милости Бога будет по всему благополучна. Впрочем глагол: речет – означает сильное внимание Пророка к обетованиям Божиим. Ибо мог бы простее сказать: посмотрю, что соделает или устроит Бог. Но понеже благодеяния, коими Бог ущедряет церковь, проистекают от обетований, для того положил уста паче, нежели руку, то есть, глагол, а не действие. А что к народу Божию прилагает имя преподобных, то сим образом делает различие между истинными, и между мнимыми, или сущими токмо по имени Израильтянами. Ибо как и лицемеры надменно присвояют себе имя истинных членов церкви, сего ради низлагает гордость их, дабы познали, что они не имеют участия в Божиих обетованиях. Да не возвращаются к безумию. Сих кратких слов сущность та, что Бог по довольном исправлении людей, наконец помилует церковь Свою, дабы верные по наказании могли впредь осторожнее жить. Но притом показывается здесь и причина, чего ради Бог милость Свою не скоро являет. Якоже бо врач человека болящаго, хотя бы он и некоторое облегчение получил, еще удерживает под своим присмотром, донележе совершенно выздоровеет и по прошествии болезни прежния силы соберет (ибо вдруг дать свободу было бы вредно): тако и Бог, видя нас не скоро, ниже во един день исцеляющихся от пороков, провлачает время наказания, ибо иначе паки впали бы мы в пороки. Пророк убо сим утешительным средством умягчает болезнь верных, показывая, что Бог с тем намерением продолжает наказание, дабы они искреннее покаялися, и были впредь осторожнее.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему

Молитва псалмопевца (народа) была исполнена веры и надежды; он был уверен, что Бог услышит его. Так как он знает, что Бог подает верующим в Него мир, благодать, помощь, то поэтому он тотчас побуждает себя внимать ответу Господа на свою молитву, или лучше сам дает таковой.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 9-14 Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче: ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя

Такая искренняя молитва вселяет уверенность, что Господь ответит на нее удовлетворением просьбы народа, Господь изольет милости («мир») на всех праведных («избранным») пред Ним, на всех, сердечно обращающихся к Нему. Такими избранниками были все евреи по самому своему происхождению от Авраама, призванного от язычников, и по своему освобождению из плена, чем Господь выделил из ряда всех других народов. «Милость» - вообще милостивое отношение Бога к евреям, имеющее выражением удовлетворение предмета их молитвы; «истина» - истинное, благочестиво-покаянное и деятельное возрождение еврейского народа; (можно понимать под «истиной», как и понимают некоторые, верность Бога своим обетованиям об освобождении евреев из плена); «правда» - оправдание, прощение Богом грехов народа, «мир» - примирение с Богом, а отсюда и покойная, довольная и мирная жизнь. Эта «истина» на земле возникнет, появится среди людей, среди евреев, а «оправдание», очищение от грехов будет дано с неба Богом. Таким объединением «милости и истины», «правды и мира» обеспечится дарование всяких благ от Бога, обеспечится и плодородие земли. Оправдание («правда») всегда будет идти пред Богом, т. е. еврейский народ обещается быть верным Богу, почему эта милость Божия будет упрочена за еврейским народом («поставит на путь стопы свои» - будет твердо ступать, жить среди народа).

Такая полнота благ может быть дарована еврейскому народу под условием, если он «не впадет снова в безрассудство», за которое и был наказан пленом, т. е. не будет отвергать Господа, не будет оскорблять Его непослушанием Его заповедям, не будет устроять жизнь по своим только влечениям.

См. также Толкование на Пс. 84:11

Прот. Григорий Разумовский

Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему

Изречения воли Божией объявлялись евреям чрез пророков. Посему псалмопевец, как пророк, обнадеженный милостию Божией к народу и всецелым спасением, которых он испрашивал у Бога в предыдущем (8-м) стихе, здесь уже с полною уверенностью говорит, что, прислушиваясь к откровениям воли Божией, изрекаемой о народе, он слышит уже, что Господь изрек мир (именем которого у евреев означалось всякое благополучие, счастливый успех во всех делах) на люди Своя. Этими словами он, очевидно, указывает на пророчества Аггея и Захарии (которые, по всей вероятности, были его современниками) о наступлении для евреев, после времени унижения и бедствий, времен мира и благоденствия. Так пророк Аггей, ободряя евреев, которые помнили великолепие храма Соломонова и скорбели о сравнительной бедности второго Храма, построенного ими по возвращении из плена, говорит между прочим, что несмотря на видимую бедность, «Храм сей славою своей превзойдет славу храма Соломонова», потому что в нем именно будет дан мир каждому, намекая на явление в этом храме Самого Мессии, подателя мира (Агг. 2:7, 9). А пророк Захария, утешая евреев, терпевших крайнюю во всем нужду, по возвращении из плена в свое разоренное отечество, между прочим, говорил от лица Божия: до сего времени у вас не было успеха ни в чем и нигде вы не имели покоя, но не так будет после: Я пошлю вам мир и плодородие земли, как доселе вы были под гневом, так тогда будете под Моим благоволением (Зах. 8:10–15). Эти-то утешительные обетования и разумеет псалмопевец, говоря здесь, что Бог изрекает мир на люди Своя и на преподобныя Своя. Здесь преподобными псалмопевец называет (как и люди Своя) евреев не в том смысле, что они все были святыми пред Богом, а в том, что они все должны стремиться к тому, как люди, посвященные на служение Богу. Это посвящение совершилось при Синае, когда Господь Бог избранный народ Свой – евреев – назвал «царством священников и народом Святым» (Исх. 19:5–6). Что же касается последнего изречения стиха сего: и на обращающыя сердца к нему, – как будто несогласного с чтением его по переводу с еврейского, в котором оно читается так: «да не впадут они снова в безрассудство», то нужно заметить, что славянское чтение сих слов в нашей Псалтири, происшедшее по переводу его с греческого хотя разнится с переводом с еврейского, как в словах, так и в мыслях, но не заключает в себе противоречия с последним. Славянское чтение как бы служит дополнением к тому, на кого Бог изрекает мир: на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающихся сердцем к Нему, а по переводу с еврейского соответствующее славянскому изречение сие выражает предостережение евреям, получившим обетование мира, чтобы они «не впали снова в безразсудство», как это случалось прежде, и чрез то не лишились изреченного обетования.

Объяснение священной книги псалмов.