Толкования на Пс. 84:10

Свт. Афанасий Великий

Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу

Обаче близ боящихся Его спасение Его. Пророк в ожидании ответа, какой услышит от Бога о роде своем, познает то, что Бог готов быть близ всех, если только возлюбят страх Божий. С возлюбившими же его будет то, что вселятся в славе.

Вселити славу в землю нашу. Этим означает домостроительство Единородного во плоти. Ибо Он был нам от Бога Отца правда и мир, и милость, и истина (1 Кор. 1,30). Он, помиловав нас, научил истине, соделал праведными, умиротворив всяческая в Себе, аще земная, аще ли небесная (Колос. 1,20).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу

Здесь пророк ясно утверждает, что хотя синагога иудейская и хочет на­зываться народом Божиим, однако спасение Божие оказывается близ боящихся, уверовавших из язычников. Последние, не бывшие не­когда народом, теперь стали народом Божиим, возвратились к Богу из своего заблуждения, и бывшие некогда далеко стали близки через веру. А это произошло для того, чтобы «вселить славу в землю нашу», потому что где могла бы обитать слава Божия, если бы язычники, как не происходившие от Авраама, были отвергнуты, а те, кто происхо­дил от Авраама, не хотели придти к Христу, как об этом говорит Иоанн: «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). По­этому Бог принял язычников, чтобы иметь место обитания в земле нашей, т.е. в роде человеческом, как изъяснил это Богослов в дальнейших словах: «а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12–13); он говорит о язычниках, потому что они не имели по крови и плоти родства с Авраамом, а родились от Бога, соответственно чему да­лее евангелист и присовокупил: «и Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин.1:14).

Беседа на псалом 84.

Блж. Феодорит Кирский

Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу

Ибо к боящимся Бога близко спасение, и им наслаждаются решившиеся исполнять Божественные законы. Подобная перемена даровала и нам возвращение, которое совершим со славою, и узрим прежнюю знаменитость отечества.

Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Евфимий Зигабен

Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу

Обаче близ боящихся Его спасение Его

Это то, что слышал пророк от Господа. Слово: обаче (однако) здесь излишне, или же стоит вместо вполне. Близко, говорит, к боящимся Бога спасение Его. И смысл сказанного таков: когда кто либо будет бояться Его и уверует в Него, тогда близко к ним Христос и тотчас явится.

вселити славу в землю нашу

Близко Христос, чтобы поселить в земле Иерусалимской славу, милость и честь, или потому что Он Сам был славою, бывши плотию и вселившись среди нас (Иоан. 1,14), или потому что после воплощения Спасителя и доселе земля оная славна и для всех вожделенна.

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Обаче близ боящихся его спасение его, вселити славу в землю нашу

Понеже в предыдущем стихе сказал Пророк, что Бог еще несколько времени продолжит наказывать людей Своих, ведая, что паки впадут в новыя преступления, то дабы таковое продолжение не показалось тяжким, употребил сие исправление, говоря, что хотя и поздно явится спасение Его, однако оно уже близко. Ибо Бог сокровенно взирает на тех, коих, по-видимому, пренебрегает. Слава, о которой упоминает во второй части стиха, противополагается опустошению, которое, понеже было знамением Божияго гнева, то и подвергало землю презрению, а следовательно и нападению врагов. Пророк убо сими словами увещевает верных к покаянию, напоминая, что они толь тяжкому мучительству врагов не без причины преданы были: понеже грехами своими Божие спасение далеко прогнали.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу

Ответ этот следует в ст. 10-14 и указывает на славное состояние, ожидающее Израиля, состояние мира, правды и естественного плодородия. – Как иудейские, так и христианские толковники считают этот псалом мессианским. Вселити – дабы поселить и т.д. Вселение славы в земле есть следствие близости спасения. Под славою разумеется все благополучное и счастливое состояние, изображаемое далее. Некоторые разумеют здесь шехину, которой, как известно, не было во втором храме и которая снова должна была явиться с Мессией. Он был слава Божия, обитавшая во Христе среди нас, в Палестине (ср. Иоан. 1:14).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Обаче близ боящихся его спасение его, вселити славу в землю нашу

См. Толкование на Пс. 84:9

Прот. Григорий Разумовский

Обаче близ боящихся его спасение его, вселити славу в землю нашу

То, что услышал псалмопевец из пророческих вещаний о народе своем, все обетования Божии о мире и благополучии, – все это дано народу иудейскому под условием, если нуждающиеся в помощи Божией искренно веруют в Него и имеют страх Божий и надлежащее благоговение к Нему. Когда на Синае изречен был чрез пророка Моисея Закон Божий и за исполнение его объявлены были народу всякие милости и благодеяния Божии, когда вслед затем весь сонм людей Израилевых изъявил единогласно пред лицем Моисея: «Вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем» (Исх. 19:8), тогда особенно близко было спасение Божие к народу Его, а с тем вместе и слава Божия не отступала от земли, в которой он жил. Когда же, за грехи и беззакония, постигли евреев гнев Божий и наказание, тогда земля их подвергалась бесславию и поруганию, как, например, во дни пленения вавилонского. И когда Господь Бог, по молитве псалмопевца, снова возвратит земле своей полное благоволение, тогда вселится и слава в земле той.

Объяснение священной книги псалмов.