Толкования на Пс. 86:3

Свт. Афанасий Великий

Преславная глаголашася о тебе, граде Божий

Град есть Церковь. Что же преславное изглаголано о ней кроме того, что в ней вселится Единородный, по сказанному: зде вселюся, яко изволих и (Пс. 131,14)?

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Преславная глаголашася о тебе, граде Божий

См. Толкование на Пс. 86:2

Блж. Феодорит Кирский

Преславная глаголашася о Тебе граде Божий

Предрекаемое о Тебе есть нечто чудное и необычайное; оно превышает всякое человеческое ожидание. А что сказанное в Псалме нимало не приличествует Сиону дольнему, о сем свидетельствует присовокупляемое.

Евфимий Зигабен

Преславная глаголашася о тебе граде Божий

Услышав голос в сердце от Святаго Духа, и узнав, что Бог явится в Иерусалиме, и будет обращаться с людьми, Давид был поражен удивлением и воззвал к Иepyсалиму: великие и удивительные вещи сказаны мне, о тебе, город Божий, от Духа. Город сей есть Божий как потому, что в древности он был посвящен Богу, так и потому, что впоследствии времени был предназначен Христу, для страданий Его в нем, и гроба и воскресения Его.

По словам Aфaнacия, город Божий есть церковь, которая есть подражание и изображение небесной, а входы в сии (небесную) и начала находятся здесь у нас, которые в сем месте Пиcaния названы вратами. А то, что о ней возвещено Богом, есть ничто чудное и преславное и превосходящее всякое человеческое ожидание; что же возвещено о ней, как не то, что в ней имел обитать Единородный, согласно с сими словами: Я здесь поселюсь, ибо Я избрал его. А по словам божест. Иоанна Дамаскина, под городом Божиим должно разуметь всякого прославления достойную Богородицу, о которой преславное сказано то, что в ней соединено девство с рождеством чрез соединение Бога с человеческою природою; Сущий от Нее происходит; Создатель созидается; и ее девственные врата, как чистые, зиждительное Слово возлюбило: и вшедши в оные врата и изшедши (из оных) оставило их затворенными.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Преславная глаголашася о тебе, граде Божий

Здесь надобно разсмотреть, куда клонится мысль Пророка, или паче, что намеревает Дух Святый, глаголющий устами его. Мы уже выше сказали, что состояние Иудеев было самое бедное и презренное. Они отвсюду окружены были многими и сильными врагами, к преодолению коих недоставало у них ни сил, ни духа; ежедневно новыя и нечаянныя встречались им препятствия; опасность предстояла, дабы дела, приходя помалу в худшее состояние, наконец совершенно не разрушились. При таковых обстоятельствах никакой не оставалось надежды, чтоб град святый когда-нибудь возстановлен был. Итак, дабы сердца верных побежденныя отчаянием, наконец совершенно не пали, Пророк подлагает крепкую подпору, говоря, что Господь о будущем состоянии их иначе глаголал. Он от настоящих вещей обращает очи их к тем обетованиям, которыя подавали надежду к величайшей славе: и хотя ничего еще радостнаго не видно было, но Пророк повелевает сынам Божиим ободряться Его словом, стоять аки на страже, и терпеливно ожидать исполнения обетований. Таким образом, верные были увещеваемы, во-первых, иметь внимание к древним пророчествам и оныя содержать в памяти, а наипаче заметить то, что предсказал Исаиа в 40 главе от начала до конца, где подлинно вся преславная глаголются о Божием граде; во-вторых, слушать Божиих служителей, кои тогда проповедовали о пришествии обещаннаго Мессии и о царстве Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Преславная глаголашася о тебе, граде Божий

Затем псалмопевец и другим выясняет, почему Бог так сильно любит Иерусалим; потому что по пророческому предсказанию, он имеет высокое назначение служить некогда духовным отечеством, быть центром и для языческих народов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Преславная глаголашася о тебе, граде Божий

См. Толкование на Пс. 86:2