Толкования на Пс. 86:5

Свт. Афанасий Великий

Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний

Maти Сион речет: человек, и человек родися в нем, то есть в Сионе, названном матерью; очевидно же, что мы уверовавшие припишемся к Сиону, т. е. к Церкви, в которой — Человек, или Тот, Кто основал ее; а это есть нас ради Соделавшийся человеком и давши обетование, что на камени оснует Церковь.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и той основа и вышний

Что «назовет»? Очевидно вышеуказанные тайны относительно язычни­ков. Но эти тайны, говорит пророк, он узнал не от человека. Для него учителем является Христос, о Котором он возвещает далее: «и Человек родился в нем, и Сам Вышний основал его». Че­ловеком и Вышним пророк называет Христа; человеком – ради плоти, Вышним – ради Божества. Дивно и в высшей степени ясно пророк указал здесь на таинство, совершенное Христом в Сионе, – когда Он дал Себя осязать ученикам. Подлинно, в то самое время, когда человек «родился в нем», т.е. явился, Сам Вышний основал его, преподав там благодать Отца, и положив в основание Сиона веру в Себя, как Он сам говорит об этом устами Исаии: «вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис.28:16).

Беседа на псалом 86.

Блж. Феодорит Кирский

Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний

«Мати Сион, речет человек». Каждый наименует Сион матерью, всякий человек скажет, что Сион – матерь.

«И человек родися в нем». В связи с сказанным: «речет человек», поставлены и сии слова. Ибо именующий Сион матерью исповедует и рождение, Человека в Сионе рожденнаго. Но чтобы Его не почел кто простым человеком, Пророк тотчас присовокупил:

«И Той основа и́ Вышний». Ибо сей в Сионе рожденный Человек и есть и Творец и Создатель, как Вышний и Бог.

Евфимий Зигабен

Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний

Мати Сион, речет человек

Здесь ясно пророчествует божественный Давид, что от каждого народа многие пойдут в Сион и скажут, что Сион, т.е. церковь, есть мать. Здесь не достает глагола: есть. По словам Афанасия, мать есть церковь с одной стороны потому, что духовно рождает святым крещением верующих, как мы сказали выше; с другой, поколику она питает рожденных христиан учением веры о Христе причащением божественных таин, тела и крови Христовой. Или церковь называется матерью потому, что она вожделенна и возлюбленна для чад ее; ибо нет ничего вожделеннее матери; и вожделенен истинно как чувственный, так и умственный Сион, т. е. церковь для прибегающих к ним; так как в чувственном Сионе и Иepyсалиме обитал во плоти Владыка Христос и освятил места его пребыванием своим в нем; а в умственном Cиoнe, т. е. церкви невидимо обитает и ходит Христос и в нем совершаются божественные таинства Христовы.

И человек родися в нем

В сих словах содержится пророчество о рождении Христа, т. е. что в пределах (странах) чувственного Сиона истинно родился человек Христос, который сохранил достоинство человечества. А чтобы показать, что рожденный не был простой человек, но человек и Бог, посему далее говорит:

И Той основа и Вышний

Он, говорит, рожденный на Сионе во образе человека, Он и основал его в начале, как Творец неба и земли, который есть превыше всего, как Бог.

Феодорит думает, что здесь надобно подразумевать общий глагол: скажет; ибо тот, кто называет Сион матерью, исповедывает и рождение родившегося в нем человека.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и той основа и вышний

Продолжает ту же мысль другими словами, показывая, что в церковь Божию соберутся из разных частей света новые граждане, которые с Божиим народом так соединятся, как бы происходили от общаго родоначальника Авраама. В предыдущем стихе сказал, что Египтяне и Вавилоняне причислятся к домашним: також Ефиопляне, Филистимляне и Тиряне нарекутся между сынами Церкви. А здесь вместо подтверждения присовокупляет, что град Божий, который на время был пуст, наполнится многочисленным собранием новаго народа. То же самое, что здесь краткими изображается словами, Исаиа (Ис. 54:1–2) пространнее описывает, глаголя: возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колия твоя укрепи, и проч., а в главе Ис. 44:5 такое же почти находим изречение, или по крайней мере весьма подобное сему, которое здесь видим. Сей речет, Божий есмь, и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею, Божий есмь, и о имени Израилеве возопиет. Во второй части стиха изображается твердость и долговременное пребывание Сиона. Ибо как часто случается видеть в мире, что чем скорее грады возвышаются, тем скорее прекращается их благосостояние, то дабы не возмнил кто, что и благосостояние церкви будет кратковременное: сего ради Пророк глаголет, что непоколебимость ея будет зависеть от Бога и что Сам Всевышний утвердит ю. Аки бы сказал: не чудно, что иные грады колеблются, и различным падениям подвержены бывают: понеже купно с миром коловращаются и не имеют вечных хранителей. Новаго же Иерусалима не таково будет состояние: непоколебимость его, основанная на силе Божией, пребудет вечна, хотя бы и небо и земля разрушились. Впрочем, не без причины Пророк нарицает Египтян и Вавилонян, и других иноплеменных народов, родившимися в Сионе. Ибо хотя по естеству не от Сиона произошли, но по усыновлению имели срастися во едино тело с Святым народом: однако, поелику вступление в церковь есть второе рождение, то сие изречение, человек и человек родися в нем, весьма прилично им. Ибо и Христос на сем основании обручает Себе верных, да забудут люди своя и дом отцев своих (Пс. 44:11), и тако вообразяся и возродяся неистленным семенем в новыя твари, соделаются сынами Бога и церкви. Ибо не иначе возраждаемся в небесную жизнь, как посредством церкви. Между тем припомнить должно и то различие, которое полагает Апостол между Иерусалимом земным, который, яко рабыня, раждает в работу, и между Иерусалимом вышним, который, яко свободь, раждает чрез Евангелие свободных сынов (Гал. 4:24).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний

В это будущее славное время число родившихся на Сионе, который стоит вечно, будет чрезвычайно велико (человек и человек). И Той основа и – Вышний основал Иерусалим и поэтому не только на время, но навсегда он будет матерью городов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

С. 5-6 Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и той основа и вышний. Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем

Так как «Сам Всевышний укрепил его», т. е. Иерусалим, то это показывает, что Господь покровительствует ему и рожденный в Иерусалиме тем самым становится покровительствуемым Богом. Но для последнего, как Царя всего мира, конечно, важно не самое место рождения лица, не физическая связь его с Иерусалимом только по месту происхождения, а нравственная, духовная близость к Богу, почему данное выражение является предуказанием такого будущего состояния Иерусалима, когда он сделается местом религиозно-нравственного обновления и рождения людей, источником новой жизни в Боге и союза с Ним. А так как Бог Иегова есть единый и истинный Бог, то быть записанным в книге Его подданных, значит получить право на блага в Его царстве. Из факта возвышения Иерусалима во времена Езекии писатель доходит до пророчества о будущем обращении к истинному Богу всех язычников.

Прот. Григорий Разумовский

Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний

См. Толкование на Пс. 86:4