Толкования на Пс. 86:7

Свт. Афанасий Великий

Яко веселящихся всех жилище в Тебе

Когда, говорит, в Тебе будет жилище всех принадлежащих Церкви, тогда исполнятся они веселья.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко веселящихся всех жилище в тебе

«Ибо», т.е. как. Пророк удивляется – как и в какой мере веселятся все обитающие в Сионе, когда вспоминают совершенные там чудеса. А обитают там те, кто живет Духом, потому что Сион есть храм Духа.

Беседа на псалом 86.

Блж. Феодорит Кирский

Яко веселящихся всех жилище в Тебе

Потому что сие жительство на небесах, удаленное от всякаго уныния, имеет безпримесное и чистое веселие и благодушие, и питомцы благочестия невременно в нем пребывают, но обитают во век.

Евфимий Зигабен

Яко веселящихся всех жилище в Тебе

Слово: яко здесь утвердительно и имеет связь такую: Сион! истинно в тебе есть жилище всех веселящихся духовно, потому что в тебе будут обитать таковые, а речение: всех, хотя, по-видимому, выражает всех вообще, но и в этом есть особенность писания, что оно употребляет: всех, вместо: многих и нескольких из множества.

Другой говорит: Что те, имена которых пишутся в небесном Cиoне, будут иметь чистое и неподдельное веселие и не поселятся на время, но будут жить в нем и радоваться во век. О если бы и наши имена Господь написал в книге спасаемых, и удостоил оного наслаждения, где жилище всех веселящихся. Слова Феодорита: Небесная жизнь удалена от всякой печали и имеет чистое и бессмертное веселие и yтeшeниe; в ней не временно, но вечно будут жить питомцы благочестия. Слова Афанасия: Когда, говорит, будет в тебе жилище всех, принадлежащих к церкви, тогда исполнятся они веселия.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко веселящихся всех жилище в тебе

Сими словами подтверждает то же, что выше сказал о возстановлении Сиона: ибо от великости веселия, и от многоразличнаго хвалебных гласов согласия доказывает, коль велико будет благополучие его. Но между тем показывает и то, с каким намерением благоволит Бог ущедрить церковь Свою такою милостию. Оно состоит в том, чтоб верные всегда были благодарны к Нему, и взирая на толикие источники милостей, непрестанно воспевали хвалы Его.

К сему присовокупи и то, что Пророк и сам, любя особенно Божию церковь, собственным своим примером располагал всех благочестивых к такой же любви, по оному Его же изречению: аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя в начале веселия моего (Пс. 136:5–6). Ибо все наши страсти тогда только утихают, когда мы, собравшись в церковь и купно собравши разсеянныя повсюду мысли, углубляемся в размышлении о царствии небесном и, презрев увеселения мира сего, вожделеем веселостей и славы онаго града, идеже есть всех веселящихся жилище.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко веселящихся всех жилище в Тебе

Граждане этого славного Иерусалима все будут в высшей степени счастливы и поэтому будут веселиться. Обитание в Тебе, как у сильно веселящихся, жилище в тебе, как жилище сильно веселящихся, т.е. все твои жители веселятся.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Яко веселящихся всех жилище в тебе

Пение и игры, как выражение радостного настроения духа и довольства будут исходить из Иерусалима, так как он один явится центром новой жизни. То, что для писателя этого псалма было предметом отдаленной мечты, теперь нашло историческое осуществление со времен Мессии - Христа, когда из Иерусалима раздалось учение новой жизни, быстро распространившееся по всему миру и до сих пор распространяющееся. В этом учении и в подданстве царю Христу, - залог вечного блага, самый высокий и достойный предмет искания человеком истинного счастья. Значиться рожденным в Иерусалиме то же, что и обновиться для другой высшей жизни, а быть записанным в книге - сделаться наследником небесного царства и вечного блаженства.

Прот. Григорий Разумовский

Яко веселящихся всех жилище в Тебе

В переводе с еврейского этот стих читается так: «и поющие, и играющие, – все источники мои в тебе». Представляющееся на первый раз разночтение в выражениях по разным переводам сего стиха не заключает разности мысли, а скорее содержит в себе развитие одной и той же мысли, именно, оно указывает на блаженную участь людей, которые, уверовав в Бога истинного и Господа нашего Иисуса Христа, будут принадлежать к Святой Церкви, основанной Господом Спасителем. Участь таких людей действительно блаженная. Они еще в жизни земной будут удостоены божественной благодати (источников), и им, кроме того, как верующим в Бога истинного и по вере располагающим жизнь свою, будет принадлежать небесное, вечное блаженство. Так, поистине Церковь Христова (Иерусалим, Сион) есть жилище веселящихся (и поющих, и играющих), ибо в ней все источники божественной благодати.

О, если бы и нам, православные христиане, отмеченным уже в переписях народов христианами, удостоиться того, чтобы наши имена Господь написал и в книге спасенных, в книге небесной, и ввел нас в жилище истинно веселящихся, даровав нам вечное блаженство… (Лк. 10:20) Но, братие, Бог спасти нас без нас не может. Значит, после жертвы Голгофской, спасение наше зависит от нас… Спаситель наш сказал: «Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех; а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10:32–33). Ученики Христовы всецело выполнили то, что требует Христос от Своих истинных последователей. Никакие соблазны, никакие казни, никакие мудрования человеческие не заставили их отречься от Христа. Везде и всегда в слове и на деле они являлись истинными христианами, поэтому Небесный Учитель, ведая их тогдашнюю и будущую жизнь, и сказал им: «Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк. 10:20; Мф. 5:12). Постараемся и в настоящие годы лжемудрований человеческих быть истинными христианами, верными последователями Христа, подражая апостолам, тогда и наши имена написаны будут в книге небесной, Христос исповесть и нас пред Отцем Своим и нашим Небесным.

Объяснение священной книги псалмов.