Толкования на Пс. 87:7

Свт. Иоанн Златоуст

Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней

Заметь, как утверждается здесь и истина страданий и сохраняется достоинство Страдавшего. Он полагается, говорит, «в ров преисподний», – потому что нет ничего ниже ада, – «во мрак», указывая чрез эту тьму на место смерти, но в то же время выражением в «тень смертную» указывая и на скоропреходящее значение страданий, на то, что Христос был Солнце правды, которое только на краткое время скрылось в тени смерти.

Беседа на псалом 87.

Блж. Феодорит Кирский

Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней

И сии слова приличествуют, как принужденным жить в Вавилоне, так и всему человеческому роду. Ибо те, находясь в порабощении у людей лукавых, проводили жизнь мучительную, и все люди после греха впали в многоразличныя бедствия; потому что по преступлении заповеди явились и смерть, и печаль, и слезы, и воздыхания, и сетование, и вдовство, и сиротство, и нищета, и неудачи, и тысячи других неописуемых бед, которыя и на живых наводят тму.

Евфимий Зигабен

Положиша мя в рове преисподнем в темных (в темных местах) и сени смертней

Глубочайшим рвом Господь называет гроб, глубину которого в Евангелии Он назвал сердцем земли. Далее, положили, говорит, служившие погребению моему Иосиф и Никодим, где темными местами называет места гроба; потому что, когда положена была плита на гробе, тьма сделалась в местах гроба. Те же темные места гроба называет тенью смерти, выражая одну и ту же вещь различными словами, поелику и тьма называется тенью.

Феодорит говорит, что сие идет и к находившимся в Вавилоне и ко всей человеческой природе, ибо все после греха подвергались бедствиям всякого рода. Так, после преступления заповеди попущены были на живущих на земле смерть, сетование и слезы, стенания и рыдания, вдовства и сиротства, нищеты и жестокости и другие бесчисленные и невыносимые бедствия, наводящие на них тьму. Видите ли, сколь велико зло преслушание! Оно не только отлучило от Бога, но и окружило толиким множеством зол. А Евсевий глубочайшим рвом называет глубочайшие страны ада.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 7-8 Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость твоя, и вся волны твоя навел еси на мя

Здесь ясно исповедует, что все злоключения, которыя претерпевает, происходят от руки Божией. Ибо никто для испрошения помощи не прибегает к Богу, ежели прежде не будет удостоверен, что рука Божия его карает и что ничего по случаю не бывает в мире. Теперь приметим, что чем ближе Пророк приступает к Богу, тем больше открывает, что скорбь его была чрезмерна и что гнев Божий сильно проникал его душу: (ибо Святые ничего так не боятся, как Божия суда). Сего ради глаголет: на мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя, то есть, что он чувствует всю тяжесть Божия гнева, понеже волнами его поражается. А когда толь страшный потоп не воспрепятствовал Пророку возносить сердце свое и молитвы к Богу: то и мы, последуя примеру его, при всех кораблекрушениях наших должны укрепляться на якоре веры и молитв.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней

Чтобы представить побуждения к своей настойчивой молитве, псалмопевец самыми яркими красками изображает свое бедственное положение. Он в смертной опасности, считается уже в числе находящихся во аде и поэтому в числе отверженных Богом; во аде уже указывают ему (враги его?) место его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 7-10 Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость твоя, и вся волны твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои

Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев («ярость и волны») в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями («удалил знакомых»). Сношения со мною они считают осквернением («сделал меня отвратительным для них»), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы.

Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме (6-9), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. - «Око мое истомилось от горести» - глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно - в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 7–8 Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя

Здесь псалмопевец еще яснее свидетельствует и исповедует, что все постигшие его бедствия происходят от руки Божией. Меня положили, говорит он, в яме под землею (в рове преисподнем и в сени смертной), т.е. во мраке смерти, могилы, и все это потому, что на мне отяготел гнев Твой (утвердися ярость Твоя), и Ты послал на меня наказания столь многие и тяжкие, как волны морские. Так безотрадно и беспомощно положение человека-грешника, который духовно мертв без божественной помощи! Близкое сходство сего псалма во многих мыслях и выражениях с некоторыми псалмами Давида и современным ему 41-м псалмом сынов Кореевых, а также многие соприкосновения обоих псалмов с книгою Иова дают основание тому мнению, что составитель сего псалма изображает в нем не свои личные страдания, а другого известного ему лица, подвергшегося страданиям, подобно праведному Иову.

Объяснение священной книги псалмов.