Толкования на Пс. 87:10

Свт. Афанасий Великий

Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои

Очи мои изнемогосте от нищеты. Я плакал о народе, видя, как лишается он богатства по Богу и впадает в крайную нищету.

Воззвах к Тебе, Господи, весь день. Поэтому, даруй единственное средство к избавлению от зол — Твое промышление, Владыко. Ибо умоляю Тебя, непрестанно воздевая руки. А это положение тела выражает мучительную скорбь души; потому что вынуждаемый только необходимостью в таком положении усердно упрашивает Того, Кто может помочь ему.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои

Нищетою называются страдания, почему и Павел говорит о Христе: «обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). Итак, очи Его ослабели от страданий, потому что Он добровольно терпел свойственное человеку, и эти очи ослабели до такой степени, что Он даже возопил: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46). «Весь день, воздевал к Тебе руки мои» – разумеется на кресте, потому что Он совершил домостроительство страданий как первосвященник, приносящий за нас жертву, молитвенно простирая руки.

Беседа на псалом 87.

Блж. Феодорит Кирский

Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои

«Очи мои изнемогосте от нищеты». А Симмах перевел так: «око мое истекло от злострадания»; потому что слезами истощил я очи свои, будучи принужден плакать от мучительной болезни.

«Воззвах к Тебе Господи весь день, воздех к Тебе руце мои». Посему даруй единый способ к избавлению от бед – Твое, Владыка, о мне промышление; потому что, простирая всегда руки, умоляю Тебя. А такое положение показывает жестокую душевную болезнь; потому что вынуждаемый необходимостию человек в таком виде с большим усилием просит того, кто может ему дать.

Евфимий Зигабен

Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои

Очи мои изнемогосте от нищеты

Глаза, говорит, Мои ослабели от нищеты, Отец Мой! т. е. потому что по причине многих слез истощилась естественная тучность и влажность их. Ибо, как Господь плакал о Иepycaлиме, о чем говорит Евангелист Лука: и, видев город, заплакал о нем (Лук. 19,41); так, должно думать, Он плакал и о погибели Иуды , и об отвержении иудеев и о наказании погибших, по словам Евсевия и Диодора. Некоторые под нищетою разумеют здесь чрезмерное иссушение тела Господня от злострадания.

Господь плакал четырежды: 1) когда имел воскресить Лазаря, 2) когда пришли видеть Его Еллины, приходившие ко храму (на поклонение), когда и сказал: душа Моя теперь возмутилась; и что мне сказать? Отче! Спаси Меня от часа сего (Иоан. 12,27), ибо смущение cиe означает плач, как и Апостол о сем говорит довольно ясно: Он во дни плоти своей молитвы и моления к могущему спасать Его от смерти с воплем крепким и со слезами принесши (Евр. 5,7), и как согласно с сим говорит и истолкователь апостола Павла св. Феофилакт. 3) плакал, когда увидел град Иерусалим издалека, по сказанию Луки: увидев же город заплакал о нем (19, 41). 4) Когда свидетельствовал об Иyде: сказав cиe Иисус возмутился духом и свидетельствовал и сказал: аминь, аминь, говорю вам, что один из вас предаст Меня (Иоан. 13,28), где и cиe смущение есть плач, как говорит Божествен. Златоуст: Сожалея о предателе Господь плакал.

По другому изъяснителю, это говорит Господь и об учениках, которых Он почитал, как свои глаза, что и они изнемогли во время страдания, потому что они были еще нищи, и несовершенны до того, что говорили: а мы надеялись, что Он есть тот, который имел избавить Израиля. В историческом значении сии слова относятся и к пленным иудеям, почему и Симмах перевел: Око мое истощилось от злострадания, ибо (по словам Феодорита) в слезах истощил я глаза мои, будучи принужден от печали плакать.

Воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех (простирал) к Тебе руце мои

Всегда, говорит, Я взывал к Тебе, Господи, имея распростертыми в молитве руки, не только о Себе, как человек, но и об учениках Моих и о народе.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои

Дабы не подумали мы, что Пророк был каменный или железный, сего ради паки повторяет, что печали и скорби его так были жестоки, что на лице и на очах его видимы были признаки оных. Ибо нищета очей, по выражению Еврейскаго языка, означает оскудение очныя влаги от чрезмернаго плача. Откуду заключить можем, коликою скорбию одержим был Давид. При всем том свидетельствует, что не был отторжен от Бога. Ибо на всяк день взывал к Нему и руки свои простирал к небу, дабы испросить себе помощь: воздеяние рук полагает яко знак вместо означаемыя вещи, о чем пространнее сказано во Пс. 27:2.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои

Сильно тяготеет на нем гнев Божий, поэтому от него убегают, как от страшилища, и он – как пленник – не может уйти, явиться публично; поэтому он так настойчиво взывает о помощи (воззвах к Тебе и проч.).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои

См. Толкование на Пс. 87:7

Прот. Григорий Разумовский

Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои

См. Толкование на Пс. 87:9