Толкования на Пс. 87:11

Свт. Афанасий Великий

Ст. 11, 13 Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе

Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресять? Объясняет нам причины Своего нисхождения в смерть, как бы так говоря: поскольку и мертвым невозможно было творить чудеса, и врачам воскрешать, да исповедятся Тебе; а равно и осужденные на погибель не в состоянии были познать Твою истину: то Я, Отче, вменен Поэтому с сущими во аде, чтобы и те, которые пребывают в земли забвенней, воскреснув, познали опытом чудеса Твои, и те, которые издревле во тьме, повидали истину Твою.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе

Здесь Он обращается к Отцу, желая показать нам причины, почему было необходимо Его сошествие к умершим. Последнее заключаются в том, что Бог не творит чудес для мертвых: не посылает на них ни молний, ни грома, не производит ни внезапной бури и не­настья из ясной погоды, ни ведра из ненастья, ни других чудес, какие представляет природа живущим. Не воскресят мертвых и врачи, чтобы видеть эти чудеса. Каким же образом могут испове­даться, каким образом могут спастись те, которые умерли в не­верии, не слышали ни закона, ни пророков, и не повиновались им? Дальнейшему пророк предпосылает перемену тона, так как Дух (Св.) на время прервал его песнопения, хотя речь продолжается о том же самом домостроительстве.

Беседа на псалом 87.

Блж. Феодорит Кирский

Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе

Пока еще я жив, говорит Пророк, покажи чудо Твое; потому что, когда умру, не увижу его. Ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти. И какое врачество имеет эту силу?

Евфимий Зигабен

Еда мертвыми (разве для мертвых) твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе

Сими словами Господь показывает, что, по закону человеческой природы, Он боится смерти, почему и просит о продолжении еще жизни. Так и в Евангелии говорит: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия (Матф. 26,39). Сии слова (Давида) согласны с сказанными в 29-м псалме: будет ли исповедываться Тебе персть? Или возвестит истину Твою? где и ищи. Итак Он говорит: неужели Ты, Отец Мой, сделаешь чудеса для бесчувственных мертвецов, как делаешь оные для живых? Или врачи воскресят мертвых и они воставши будут прославлять Тебя? Без сомнения нет; но живые люди, которые понимают такие чудеса и за оные благодарят Тебя.

Слова Афанасия: Здесь показывает нам причины нисхождения его к смерти, говоря как бы так: поелику невозможно ни для мертвых производить чудеса, ни для врачей воскрешать, чтобы исповедывались Тебе, ни для находившихся в погибели познать истину: то посему Я, Отче, причислен к пребывающим в аде, дабы те, которые обитают в забвенной земле, воскресши испытали чудеса Твои, и те, которые некогда были во тьме, возвещали истину Твою. Слова безъимеиного: Некто, говорит, не расскажет отчаянным о милости Твоей, возвещаемой живым, ни погибельным т. е. творящим дела, ведущие в погибель—истину Твою. Ибо рассказывают о милости тем, которые обыкновенно получают милость, а сии суть милующие ближних. Ибо блаженны, говорит, милостивые, потому что они будут помилованы; и истину не в погибели, но перешедши из оной во спасение; а тьма суть те, которыми овладело чрезмерное зло и невежество. Далее земля забвенная есть сердце исполненное терний удовольствий и житейских забот. Итак, как могут быть таковыми познаны чудеса истины, т. е. правда, которая есть деятельная и нравственная добродетель.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 11-13 Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе? Еда повесть кто во гробе милость твою, и истину твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса твоя, и правда твоя в земли забвенней

Сими словами означает, что ежели Бог ныне не ускорит приити к нему с Своею помощию, то в другое время не приидет, поелику не далеко уже от смерти отстоит: и что сия есть последняя минута, по прошествии которой не будет уже случая к поданию помощи. Итак вопрошает, доколе будет медлить Бог, или хощет из мертвых чудесно воскресить его? Сими словами не время предписывает Богу к подаянию помощи (ибо тем обидел бы Его); ниже о воскресении мертвых сумневается, но просто продолжения жизни просит, как бы так говоря: пока я жив еще, покажи мне Твои чудеса, ибо когда умру, не увижу их. Паки, когда вопрошает, еда мертвии востанут и восхвалят Тя? и паки, еда повесть кто во гробе милость Твою? не то разумевает, аки бы мертвые не имели чувств или бы по смерти в ничто обращались, как превратно толкуют изуверы, но продолжает вышереченную мысль, то есть, что самое благоприятнейшее к помощи время есть то, когда люди, будучи живы, в бедствиях своих взывают к Богу, нежели то, когда они уже умерли, и что лучше помогать живым, нежели воскрешать мертвых. Ибо Бог создал мир сей на подобие феатра с тем, дабы пред живыми людьми доказать ту любовь, какую имел Он к человеческому роду. Кратко сказать, Давид умословствует по общему благочестивых разсуждению, то есть, что Бог не хощет, хотя и может, чтоб мертвые, лежащие во гробах, были свидетелями и проповедниками благости Его. Истину соединяет с милостию, дабы показать, что Бог, избавляя рабов Своих от напастей, тем самым доказывает, что Он в обещаниях Своих верен: а к обещаниям не по чему иному расположен, как токмо по единой Своей милости. Следующия за сим слова, еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя, в земле забвенней? сказаны в таком же разуме, в каком и предыдущия. Под именем тьмы разумеется гроб, а под именем земли забвенныя, состояние людей по смерти.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе

Псалмопевец молится, чтобы Бог избавил его от опасности смерти, сохранил ему жизнь, так как мертвым Он не совершает уже чудес Своей благости, и врач не может уже умершего призвать к жизни для прославления Господа.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 11-13 Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе? Еда повесть кто во гробе милость твою, и истину твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса твоя, и правда твоя в земли забвенней

Если я умру, то могу ли славить Тебя в шеоле?

Молитва писателя об освобождении от бедствий принимает здесь иной характер. Если человек умер, то он исчез безвозвратно для земного существования, ушел в тот мир, где Господь уже не творит чудес. Умершего не может исцелить врачебное искусство, чтобы он мог жить и прославлять Бога в шеоле («во мраке, в земле забвения» - т. е. лишенной физического света и как бы забытой Богом) никто не может знать о совершаемых Богом чудесах и делах Его великого правосудия. Значит, умерший безвременно, не естественной смертью, как того опасается и для себя писатель псалма, не может осуществить цели назначения человека на земле - воспевать дела Господни и благоговейно чтить Его имя.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 11–13 Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней

Повторив еще раз свое молитвенное воззвание к Господу Богу ст. 10, а выше ст. 2-3), псалмопевец в вопросительной форме выражает чувства своей глубокой веры в помощь Божию. К Тебе, Господи, взываю, как бы так говорит он, и надеюсь, что Ты не лишишь меня Своей милости. Но ведь я уже почти мертв, так неужели (еда) Ты творишь чудеса над мертвыми! И разве могут врачи воскресить их (т.е. умерших), чтобы эти последние могли снова исповедовать Тебя (и исповедятся Тебе)? Разве (еда) после того, как я погибну (в погибели) и буду во гробе, возвестит мне кто-нибудь милость и истину Твою? Разве в могильном мраке (во тме), в этой стране забвения (в земли забвенней), можно видеть чудеса Твои? Нет, после смерти исповедание Бога, для нераскаявшихся при жизни на земле, не будет полезно, тогда никто не возвестит им милости Божией, тогда для каждого человека наступает время воздаяния, а не покаяния или исправления (Лк. 16:25).

Объяснение священной книги псалмов.