Толкования на Пс. 88:22

Свт. Афанасий Великий

Ибо рука моя заступит его, и мышца моя укрепит его

Ибо рука Моя заступит Его. Спаситель сказал: дела, яже даде мне Отец, да совершу я та дела свидетельствуют о Мне, яко Той Мя посла (Ин. 5,36). И еще: о Себе не глаголю ничесоже: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела (Ин. 14,10). Это-то и говорит теперь о Нем Отец: рука Моя заступит Его, и мыщца Моя укрепит Его.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо рука моя заступит его, и мышца моя укрепит его

Как, в са­мом деле, мог бы бороться с началами, со властями, с миродер­жителями тьмы, с духами злобы (Ефес.6:12) тот, кто раньше находился в их власти, если бы не был укрепляем рукою и мыш­цею Божиею? Поэтому и говорится не просто: защитит его, но: «укрепит» его, т.е. окажет помощь и заступление, так что вышняя рука будет содействовать ему в подвигах борьбы и разделять его труды.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его

Ты рек, что сообщишь ему крепость, и соделаешь причастным Твоего о нем попечения.

Евфимий Зигабен

Ибо рука моя заступить его, и мышца моя укрепит его

Рукою и мышцею называет силу и помощь от Отца, как мы говорили многократно.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ибо рука моя заступит его, и мышца моя укрепит его

См. Толкование на Пс. 88:21

Еп. Ириней (Орда)

Ибо рука моя заступит его, и мышца моя укрепит его

Ст. 22-25 указывают, так сказать, действия помазания. Ибо в ст. 22 объясняет, зачем Бог хочет помазать его, быть его силой, чувственно изображаемой и посредствуемой в помазании.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 22–24 Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его: ничтоже успеет враг на Него, и сын беззакония не приложит озлобити его. И ссеку от лица его враги его, и ненавидящыя его побежду

В изречениях сих стихов и следующих за ними подробно изложены все те милости и обещения, какие Господь Бог излил на Давида как на избранника и помазанника Своего. Рукою и мышцею составитель псалма называет здесь силу и помощь Бога Отца, от Которого во все время царствования Давида подавались заступление и укрепление Его против нападавших на него врагов его, которые нередко были сильны и многочисленны, но не имели успехов (ничтоже успеет враг) в злокозненных замыслах своих. И сын беззакония, или, что то же, «беззаконников», не может причинить ему непоправимого зла, как бы ни старался о том, не может выполнить своей злобы (не приложит озлобити) на нем. О царствовании Давида из истории известно, что оно было продолжительно (около 40 лет), и во все свое царствование он вел войны против врагов, нападавших на него. Но силою Божией Давид всегда отражал эти нападения врагов, и царство его, вследствие того, все больше и больше расширялось и усиливалось, так что на нем буквально исполнились эти псаломские слова: И ссеку от лица его враги его, и ненавидящыя его побежду. Слова эти в равной мере исполнились и на Мессии, Господе нашем Иисусе Христе. И у Него было много врагов, в среде иудеиского народа, особенно между книжниками и фарисеями, которые гнали и оскорбляли Христа и наконец решили погубить Его: распяли на кресте и умертвили Его. Но силою Божией Он воскрес из мертвых, а враги Его и ненавидящии Его иудеи, преданные римскому воинству, были иссечены, побеждены и погибли вконец.

Объяснение священной книги псалмов.