Толкования на Пс. 88:23

Свт. Афанасий Великий

ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его

Ничтоже успеет враг на Него. Хотя и сказали: приидите, убием Его, и удержим достояние Его (Мф. 21,38); но безуспешен был замысел сей у сатаны и у иудеев, и предприятие их оказалось неудавшимся; потому что Спаситель воскрес в третий день, поправ смерть и расхитив ад, восшел к сущему на небесах Отцу и Богу, и пребывает одесную престола величествия на высоких (Евр. 1,3), над всем господствуя вкупе с Родившим Его. Поэтому истинно сказанное: ничто же успеет враг на Него.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его

Разумеется диа­вол, который будет бессилен отвратить нас от веры во Христа. «И сын беззакония не будет более причинять зла ему», – т.е. антихрист, которого пришествие ожидается, как о том пишет Павел в по­слании к фессалоникийцам: «но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем» (2Фес.3:3–4). Но он не причинит зла верующим во Христа, потому что у них есть указания, как они могут уклониться от него и избежать его обольщения. Эти указания заключаются в речах Христа относительно кончины мира.

Беседа на псалом 88.

Прп. Иоанн Лествичник

ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его

Смиренномудрие есть покров божественный, который не дает нам видеть наши исправления. Смиренномудрие есть бездна самоохуждения, неприступная для всех невидимых татей. Смиренномудрие есть «столп крепости от лица вражия» (Пс. 60:4). «Ничтоже успеет враг на него, и сын, т. е. помысл беззакония не преложит озлобити его». «И истечет от лица своего враги своя и ненавидящие его победит» (Пс. 88:24).

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.

Блж. Феодорит Кирский

Ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его

Обетовал же Ты, что козни врагов его соделаешь суетными, а ему дашь победу над покушавшимися ему вредить.

Евфимий Зигабен

Ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его

Ничтоже успеет поставлено вместо: не попользуется, по обыкновенно еврейского языка, как говорит Дадим, как и здесь. Так и в Евангелии написано: видите ли, что вы никакой пользы не получаете (Иоан. 12,19), вместо: ничего не совершаете, не успеваете. Враг, говорит, Давидов не успеет нисколько в войне против него, и сын беззакония, т. е. беззаконный не приложить причинять ему зло, т. е. если кто будет усиливаться сделать Давиду зло, в другой раз уже не будет усиливаться причинять ему оное, будучи однажды поражен Давидом. Еврейскому языку свойственно такое распространение, по которому сыном беззакония называется беззаконный, сыном неправды — неправедный, сыном погибели—погибший и сынами неверия—неверные.

Кирилл, прилагая это ко Христу, говорит: Хотя Иудеи и сказали о Христе: дай убьем Его и удержим достояние Его за собою, но cиe рассуждение у них и у сатаны было безумное и усилие их было безуспешно. Ибо Христос ожил чрез три дня, поправь смерть и пленив ад. Итак, истинно сказано: не успеет враг против него.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 23-24 ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его. И ссеку от лица его враги его, и ненавидящыя его побежду

Сими словами изображает, что Давид хотя не будет совершенно свободен от врагов, однако сила Божия всегда будет готова защищать его, дабы не был подвержен беззаконному насилию сопротивных. Таким образом глаголет, что Давид не будет дань платить врагам, как обыкновенно делают побежденные на брани, будучи принуждены покоряться неправедным победителя законам. Нарицая врагов сынами беззакония, прикровенно показывает некоторый род освященнаго владычества: аки бы сказал, что никто, без нанесения обиды Богу, или без греха, испровергнуть его не осмелится. Кратко сказать: Господь обещает, что Давид под покровительством Его пребудет безопасен от нападения всех врагов; а ежели и нападут, Он всех их усмирит, разсыплет и истребит. А что Бог попустил царству его пасть, и что преемники Давидовы принуждены были языческим царям тяжкую дань платить, сие обещанию Господню не противоречит: ибо довольно было и того, что по изсечении государственных сил остался корень цел, донележе пришел Христос, в руце Котораго царство Давидово пребыло непоколебимо.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его

См. Толкование на Пс. 88:22