Толкования на Пс. 88:35

Свт. Иоанн Златоуст

Ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся

«Не нарушу завета Моего», т.е. не отменю, «и не откажусь от того, что вышло из уст Моих». Пророк ясно из­рекает те обетования, которые высказаны в Евангелии относительно верующих; потому-то, упомянув о завете, дабы ты не разумел данного чрез Моисея или других пророков, он присовокупил: «и не откажусь от того, что вышло из уст Моих», дабы ты разумел слова, ска­занные устами Самого Христа, о Котором мы только что упомянули.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся

Не солгу в обетованиях Моих, не преступлю заветов, но докажу истинность обещаний.

Евфимий Зигабен

Ниже оскверню завета моего, и исходящих от уст моих не отвергуся

И здесь союз: ниже (как сказано) излишен. Не уничижу, говорит, завета и обещания, данного мною Давиду. Достоинство завета есть истина его; а отвержение и преступление его есть уничижение для него. Заветом же называет то, что сказано выше, а именно: во век сохраню для него милость мою. Далее слова: исходящих от уст моих не отрекусь, суть изъяснение предъидущего. Здесь выражение: от уст, употреблено прилично человеку, а не Богу: ибо уста, язык и рот, приписываемые Богу, суть слова Его.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

ниже оскверню завета моего, и исходящих от уст моих не отвергуся

Понеже прямое понятие о Божием милосердии не отинуду приобретается, как из Божия слова: сего ради повелевает нам, чтоб мы совершенно удостоверены были в истине завета Его. Ибо чем превосходнее и неоцененнее бывает благодеяние, тем труднее оному верим, так что и получа, часто сомневаемся, не будет ли паки отъято у нас. Итак дабы верные не сомневалися и между собою тщетно не состязалися, имеют ли Бога милостива к себе, Пророк, или паче Сам Бог повелевает взирать на завет и спасение, приносимое заветом, воспринимать. Таким образом Бог одобряет нам здесь истину Свою, дабы удовлетворялися единым обетованием Его и инде не искали известности спасения нашего. А понеже выше сказал: аще сынове Давидовы оправдания Моя осквернят, сего ради приспособлялся к выражению оному, вопреки глаголет: не оскверню завета Моего. То есть: Я не поступлю взаимообразно и не потерплю разорить завета Моего ради грехов их: понеже имею готовое средство благодатнаго отпущения, и потому не солгу на истину Мою, как сказано выше. В самом деле, хотя Иудеи по неблагодарности и вероломству своему отчуждилися от Бога, но завет уничтожен не был, поелику основан был на непоколебимой истине Божия слова. Тако и ныне, когда грехи наши восходят до небес, Божия благость, превосходящая небеса, превозмогает их.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

ниже оскверню завета моего, и исходящих от уст моих не отвергуся

См. Толкование на Пс. 88:31