Толкования на Пс. 88:37

Свт. Афанасий Великий

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Семя его во век пребудет. Семенем Давидовым называет от семени Давидова по плоти родившегося Христа. Он и пребудет во век. Ибо Тому, Кто есть Бог и истинно Божий Сын, невозможно не быть всесовершенно и непременно вечным.

И престол Его яко солнце предо Мною. Под престолом Христовым разумей Церковь, потому что в ней упокоевается Христос. Поэтому, Церковь Христова будет озарять и просвещать поднебесную, всегда пребывая, подобно солнцу и луне. Ибо в псалме сказано так: и престол Его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Кто этот свидетель? Ясно, что Христос, потому что Он был на небесах советником Отца, когда говорил это. О нем и Исаия говорил: «а Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал» (Ис.43:10). Он справедливо называется верным свидетелем, поскольку дал удостоверение не только словами, но и делом; а обетование Бог дал Давиду тогда, когда последний задумал построить храм для кивота: «Я восставлю» сказал ему Бог, «после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки» (2Цар.7:12–13), – называя семенем Да­вида Христа по причине плоти. Потому и Матфей начал Евангелие такими словами: «родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). Также и Павел говорит о Христе: «о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Римл.1:3). Его пре­стол как солнце, потому что царство его пребывает в свете. Но чтобы ты не помыслил о нем ничего унизительного, Он присово­купил: «предо Мною», т.е. равен Моему престолу, потому что «предо» пророк употребил здесь для обозначения не противоположности, а равенства. Престол этот, кроме того, утвержден вовек, как день. Под веком, как многократно мы говорили, разумеется настоящая жизнь; в течение последней престол этот утвержден уже не как солнце, а как луна. Подобно тому, как луна имеет затмение и раз­ные обороты, так и слава Христа в настоящей жизни у некоторых – именно у нечестивых – меркнет, а у благочестивых возвышается. Иногда Он предает верующих в Него гонителям и попускает им терпеть узы, темницы и смерть, что представляется затмением Его славы; но в другое время внезапно поражает гонителей и так возвышает Свою славу, что претерпевших за Него мучения начи­нают благоговейно почитать сами цари. Вот почему царство Хри­стово в течение настоящей жизни сравнивается с луною. Пророк по необходимости переменяет затем тон, потому что до сих пор он говорил от лица Бога, а теперь сам обращается к Богу с собственными словами.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, И яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен

Вместо слова: «свидетель» Симмах употребил: засвидетельствовавший. И в семьдесят первом псалме блаженный Давид предвозвестил о Владыке Христе: «прежде солнца пребывает имя Его» (Пс.71:17); и: «пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов» (Пс.71:5). Поелику солнце тем, что восходит и заходит, производит день и ночь, служит к измерению времени: то Богу угодно было солнцем означить несокрушимость престола; и обетовал Он, что семя соблюдет во век; обетовавший же и засвидетельствовавший это пребывает на небесах, и слова Им изреченныя истинны и верны. Так Иудеи, сказав о бывших Давиду обетованиях, оплакивают постигшия их бедствия.

Евфимий Зигабен

Семя его во век пребудет, и престол его, яко солнце предо мною

Семя Давида есть Христос по плоти, как мы сказали выше, Который и царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными, и против желания их: дана, говорит, Мне власть на небе и на земле (Матф. 28,18). А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрожденные оным христиане, как сказано выше. Итак и Евангелие и христианский народ Христов будет пребывать, по обещанию моему, во век. Сверх того и престол, т. е., царство Христово над христианами будет, говорит, знаменито и непоколебимо, как солнце. Почему же солнце он принимает здесь для изображения, или в подобие постоянства, мы сказали о том в 71-м псалме, изъясняя слова: и пребудет с солнцем; то есть царство Христово пребудет дотоле, доколе будет пребывать солнце, иначе сказать: оно бесконечно.

По словам Кирилла, престол Христов есть церковь; ибо Он упокоевается на нем. Итак, он говорит, что церковь Христова будет блистать и просвещать поднебесную, продолжаясь постоянно как солнце и месяц. Ибо, как никто из людей не в состоянии погасить солнце и круга луны, так никто никогда не омрачит сияний церкви, то есть, умственной светлости ее. Она светит всегда, как великие светила. Тоже почти говорит и Афанасий.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Сие есть то обетование, по силе котораго надлежало царству Израилеву всегда пребывать в потомстве Давидовом. Ибо Пророк две вещи соединяет вместе, то есть, семя и престол, на которых основывается вечность царства с тем намерением, дабы никогда к чужим не переходило. Приводятся во свидетели солнце и луна: ибо хотя и подлежат тлению, однако больше в себе твердости имеют, нежели земля, или воздух, которыя непрестанным подвержены переменам. А как и весь мир часто колеблется и переменяется: для того непоколебимейшее состояние предлагается в солнце и луне, дабы о царстве Давидовом не судили люди по общему чину природы. Впрочем, поелику престол царский при Ровоаме поколебался, а после и совсем разорен и испровержен был: следовательно, пророчество сие не может относиться к Давиду. Мы видим, что солнце не престало сиять днем, а луна нощию, внешнее же царства Израильскаго достоинство исчезло без всякой возстановления надежды: для того должны мы обратить внимание наше ко Христу, дабы Бог не явился в обетованиях Своих лживым. Но сей из корене Иессеова прозябший жезл самым делом доказал, что в сих словах заключалася совершенная истина.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Яко солнце и луна; они представляются навеки основанными, непоколебимыми; ср. к Пс. 71. Совершена – устроена, создана. Под свидетелем нужно разуметь не луну и не радугу, но Бога, Который клянется Самим Собою, поэтому есть верный Свидетель; Евр. 6 и д.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Солнце и луна представлялись древним вечными и неизменными, так же вечно и неизменно обетование, данное Богом Давиду. - «Верный свидетель на небесах» - т. е. Бог Господь клянется Сам Собою, так как для Него нет другого более высшего предмета клятвы.

Прот. Григорий Разумовский

Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною

См. Толкование на Пс. 88:36