Толкования на Пс. 88:41

Свт. Афанасий Великий

разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх

Разорил ecи вся оплоты Его. Оплотами и ограждениями Его именует святых Апостолов, которые все оставили Его и убоявшись бежали. Почему и сказано: положил ecи твердая Его страх.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх

Разумеются предписания закона, справедливо называемые оплотами, по причине положенной на них клятвы, которая представляла собою как бы колючий терновник. «Делал опасными укрепления его». На что прежде иудеи надеялись как на твердыню, того теперь, когда их жизнь изменилась, они страшатся, не смея совершать ни жертв, ни праздников, ни других постановлений закона.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх

«Разорил еси вся оплоты его». Лишил его всякой защиты.

«Положил еси твердая его страх». Надеясь прежде на укрепления городов, утратил сию надежду, и объят страхом.

Евфимий Зигабен

разорил ecи вся оплоты его, положил ecи твердая его страх

Оплотами здесь называет стены и законы; а Давида именует здесь народом в лице царей Иехонии и Седекии, поколику они были потомки Давида. Ибо твердынями сих царей были крепостные стены Иерусалима. Но когда каждый из них в свою очередь отведен в плен, то вместо твердынь и крепостных стен они окружены были робостью и страхом. Ты, говорит, Господи, бывшие прежде оплоты и крепостные стены Давида обратил в страх и робость для него, поелику последнее у потомков его существует вместо первого.

По словам божественного Кирилла, оплотами Христовыми и укреплениями Его называет святых Апостолов; ибо, оставя Его во время страдания, те, которые казались твердынями Его, разбежались. Тоже говорит и Дидим.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 41-45 разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх. Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его: отвратил еси помощь меча его и не заступил еси его во брани: разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси

Различные различным причинам приписывают разорение оплотов и твердынь Израилевых, но Пророк благочестиво и свято признает Бога виновником толикаго несчастия. Ибо придерживается онаго начала, что невозможно было человеческой силе разорить то царство, которое Сам Бог утвердил, ежели бы Он же не прогневался на него. Потом преносными словами оплакивает, что оно предано на расхищение всем мимоходящим, подобно полю или виноградному саду, открытому на произвол всякаго путника по разорении ограды. За сим увеличивает бедствие другим обстоятельством, которое само по себе довольно тяжко было, говоря: бысть поношение соседом своим. Ибо нет сомнения, чтоб иноплеменные народы, жившие окрест, при толь вожделенном для них случае не радовалися и не ругалися несчастным Иудеям, а без сомнения и самому царю, говоря: Сей ли есть тот Божественный Царь превышший Ангелов, котораго престол имеет стоять с солнцем и луною? А как таковая хула упадала на Бога и на Мессию, Котораго достоинство в лице царя уничижаемо было; сего ради Пророк праведно жалуется на таковую дерзость. По сих присовокупляет, что и Бог со стороны врагов стоял: ибо ведал, что ежели бы не восхотел Бог, то не превозмогли бы враги, когда одних вооружает силою, а других облагает немощию, и делает женоподобными. Наконец заключает, что сколько было поражений, столько признаков Божия неблаговоления: ибо если бы Господь не прогневался, то все усилия мира не могли бы поколебать твердости священнаго онаго царства.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх

Положил еси твердая его страх, царь, дом Давидов сравнивается здесь с укрепленным городом, который вследствие неустройства своего трепещет ввиду приближения врага; Иер. 48:1. Или: Ты сделал его (укрепленный город – царство) предметом страха, допустив его разрушение; кто смотрит на него (в его разорении), страшится.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх

Положил еси твердая его страх. Феод.: несмотря на укрепления города, навел на жителей его страх. Ст. 45. Разорил еси от очищения его - удалил его от очищения; Феод.: потому что он, став пленником и живя вдали от храма, не может очищать себя кроплениями.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Прот. Григорий Разумовский

разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх

См. Толкование на Пс. 88:39