Толкования на Пс. 89:3

Свт. Афанасий Великий

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси

Прежде даже горам не быти, и создатися земли

Поскольку, смотря на плоть Господню, почитали Господа простым человеком, и говорили: тридцатилетнего возраста Ты не достиг еще [Ουπω τριακονταετης γεγονας…, В другом сочинении св. Афанасия этот текст читается совершенно правильно: Πεντηκοντα ετη ουπω εξεις (IV послание к еп. Серапиону, О Святом Духе, п. 17)], и Авраама ли ecu видел (Ин. 8:57)? — а это самое, что не признали они Божества, и было наиболее причиною их падения: то исповедающиеся теперь ясно говорят, что Он прежде всей твари и соприсущ Отцу.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси

См. Толкование на Пс. 89:2

Свт. Иоанн Златоуст

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси

В настоящих словах псалмопевец поучает нас двум истинам: во-первых, что мир произошел во времени, – тогда как некоторые считают его непроисшедшим, он утверж­дает, что горы произошли в силу творческого слова, а равно и земля образовалась подобным же образом; во-вторых, что Тво­рец их Бог, что Он был прежде всего и потому стал началом всего существующего. Не напрасно пророк, наряду с землею, упо­мянул о вселенной; он хотел этим выражением указать на че­ловека и прочих животных, населяющих ее, чтобы мы не припи­сывали происхождения зверей, или пресмыкающихся, или каких дру­гих животных иному творцу. Хорошо пророк говорит, что Бог «от века и до века», т.е. будущего, пребывает и Творцом и Созда­телем (мысль об этом слышится здесь прежде, чем мысль о су­ществе Божием), ниспровергая этим и все противные мнения, по­тому что есть люди, которые представляют одного – Богом настоя­щей жизни, другого – Богом будущей; это богохульное мнение пророк и ниспроверг указанным выражением.

Беседа на псалом 89.

Блж. Феодорит Кирский

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси

Ибо Ты имеешь бытие прежде всего сотвореннаго: и гор, и земли, и целой вселенной; потому что вечен, безначален, нескончаем, не ограничен никаким пределом. А сказанное: «прежде даже горам не быти», должно читать в связи с словами: «Ты еси».

Евфимий Зигабен

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты eси

Ты, Господи, прибежище нам во всяком роде, потому что Ты всегда существуешь. До рождения гор и создания земли и вселенной Ты, говорит, существуешь. Говоря же, что Творец существует прежде тварей, псалмопевец тотчас прибавляет и другое, что Он безначален и безконечен. Ибо слова: от века и до века Ты eси поставлены вместо: от вечности и до вечности Ты один и никто другой. В книгах Ветхого Завета слово век значит очень часто всегда. Слова же: прежде горам не быти и создатися земли и вселенней означают одно и тоже и содержат повторение речи, но придают речи торжественность и величие.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века ты еси

Сими словами доказывает, что Тот же Самый Бог во все времена и во всяком роде и роде был прибежищем всем уповающим на Него: ибо Он всегда Той же есть, сиречь, всегда равномерно силен, равномерно премудр, равномерно благ. А дабы показать, что Бог прежде всех тварей существует, во-первых, упоминает о горах, может быть, для того, что оне первыя явилися, когда земля отделена была от вод, коими в начале творения отвсюду покрыта была; или для того, что горы составляют часть земли, более других открытую и видимую. Потом говорит о создании земли, коея некоторыя части составляют горы. К сему присовокупляет вселенную, то есть, часть земли людьми населенную. Отсюду видим, что под именем земли разумеется здесь земля пустая и ненаселенная, а под именем вселенныя, земля населенная и обитаемая: горы же и в той и в другой части земли обретаются. Наконец присовокупляет: от века и до века Ты еси. Не глаголет: Ты был еси от века и пребудеши до века, но в настоящем: Ты еси, дабы показать безпредельную вечность Бога, которая не что иное есть, как продолжение времени, не имеющее начала и конца, и не подверженное никакой перемене, как сказано инде: Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (Пс. 101:28).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси

Бог есть надежное прибежище для слабого и непрочного человека, Он вечен. Земля – в противоположность небу (Быт. 1:1); вселенная – плодоприносящая земля в противоположность морю (Быт. 1:10).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси

См. Толкование на Пс. 89:2