Толкования на Пс. 89:5

Свт. Афанасий Великий

Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная

Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи

Разумеет время подзаконного служения, в которое наипаче процветали израильтяне, по сооружении Божественного храма. Ибо от Соломона, создавшего дом, до осады, бывшей после честного Креста, исполнилась тысяча лет. Но эта тысяча лет вменена пред Тобою в день един или, лучше сказать, в малую часть дня. Справедливо же уподобляет ночи время, предшествовавшее пришествие Спасителя; потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло еще для них Солнце правды.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 5-6 Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная. Уничижения их лета будут: утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет

Чему же научаемся из сего догматически? Тому, что для приступающего по обращении снова к добру, если жизнь его была изъязвлена тысячами прегрешений, скопление злых дел кажется подобным тысяче лет; но как скоро он обратился, Бог ни во что ему не вменяет сего; потому что Божие око взирает всегда на настоящее, не вменяет же прошедшего; напротив того, признается сие у Бога за один день или за часть ночи, которые прошли и миновались. Порочный же поступок в настоящем, хотя согрешающими ставится он в ничто, пред очами Божиими то же, что множество лет. Ибо сказано: «уничижения их лета будут». Прекрасно же и прилично Пророк прегрешения именует «уничижениями»; потому что делающий худое обыкновенно как-то погрешительный свой поступок почитает за ничто, и для каждого злого дела находит какие-либо оправдания, так что о каждом готов сказать: и похоть ничто, и гнев ничто, и все сему подобное ничто; потому что это движения естества, а естество – Божие дело. Посему не признает ничего этого чем-либо худым и Назирающий жизнь человеческую. Потому и Пророк говорит, что «уничижения их», когда они еще в произволении делающего, а не миновались, в очах Божиих признаются каждое за множество лет.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная

Пророк ясно указывает на долготерпение Божие, в силу которого Бог дал людям возможность покаяния, и тысячу лет считает как один день, который уже прошел, – и не только как один день, а даже как ночную стражу; день – время большое… потому что ночь делят на четыре стражи. Итак, Бог не прекра­щает Своего долготерпения в течение всей жизни человека, потому что и тысяча лет у Него считается кратчайшим временем, и при­том – не настоящим, а уже прошедшим.

Беседа на псалом 89.

Блж. Феодорит Кирский

Яко тысяща лет пред очима Твоима Господи яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная

Мысль, заключающаяся в сих словах, изложена не в строгом порядке; последния слова поставлены в связи с предыдущими: «не отврати человека во смирение, яко тысяща лет пред очима Твоима Господи яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная»; в средине же между теми и другими словами поставлено: «и рекл еси: обратитеся сынове человечестии». Говорит же Пророк, что жизнь человеческая кратка и крайне болезненна; а для Тебя Присносущнаго и вечнаго и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи; потому что стражею нощною назвал Пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась ночная стража, делили ночь на четыре части. Так в четвертую стражу и Господь приходил к Апостолам (Мф.14:25).

Евфимий Зигабен

Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная

Это сказано также в доказательство вечности Божией. Тысяча лет в очах Твоих считаются столь же коротким временем, как у нас один день и притом уже прошедший. Ибо день прошедший кажется короче чем настоящий. И снова тысяча лет пред Тобою столь же короткое время, как для нас четвертая часть ночи, каковую часть назвал стражею нощною. Ибо исполняющие попеременно в войске стражу обыкновенно делят ночь на четыре части и каждую часть называют стражею. Сравнивши сначала тысячу лет с одним днем и притом с днем прошедшим, он присоединяет еще и некоторое гораздо более короткое время, именно четвертую часть ночи. Ибо ночь всегда кажется скорее проходит, чем день, вследствие бессознательного состояния спящих, вследствие темноты и успокоения от трудов. Не так у Бога считается тысячелетие, как у нас прошедший день или четвертая часть ночи, поелику самые годы всегда протекают, а Бог неизменен и вечен. Слово: яко, поставлено в утвердительном смысле вместо: подлинно.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная

См. Толкование на Пс. 89:04

Еп. Ириней (Орда)

Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная

Жизнь человеческая и без того уже, хотя бы она (как жизнь патриархов) продолжалась тысячу лет, в сравнении с вечностью Божиею (пред очима Твоима) не более, как мгновение и лета человека, хотя бы они и не сокращались вследствие особенного божественного наказания, равны нулю; жизнь его весьма непрочна. Иже мимоиде – потому что протекшее время кажется еще короче. Стража – ночная стража (третья часть ночи) спящему кажется минутою.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная. Уничижения их лета будут: утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет

Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная

См. Толкование на Пс. 89:4