Толкования на Пс. 89:7

Свт. Афанасий Великий

яко изчезохом гневом твоим, и яростию Твоею смутихомся

Яко исчезохом гневом Твоим. Ясно возвещают бедствия, постигшие их за собственные их грехи. А это может быть применено и к иудеям, и ко всем людям; потому что весь род человеческий, в наказание за беззаконие свое, подвергся бедствиям и обуревается всякого рода треволнениями, а иудеи, за лукавство сердца своего, лишились свободы.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 7-9 яко изчезохом гневом твоим, и яростию Твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред Тобою, век наш в просвещение лица Твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом твоим изчезохом

Пророк еще более оплакивает человечество, говоря, что гневом истощается жизнь человеческая, как бы ветром каким, обуреваемая приражением ярости. Явно же, что гневом и яростью означает ту мятежную деятельность, от которой у людей происходит как оскудение жизни, так и смятение покоющегося. Выражено же сие так: «яко исчезохом гневом Твоим и яростию Твоею смутихомся». И в след за тем к словам сим присовокупляет, что человеческому пороку не прилично делаться зрелищем для Бога, и пречистому лицу не должен являться оскверненный грехами век наш; объясняя же таковую мысль словами, выражается так: «положил еси беззакония наша пред Тобою». Если иной приведет в большую ясность речь сию, дополнив словом: для чего? – то смысл изречения будет таков: Тебе прилично иметь пред очами хорошее; а беззаконное не достойно того, чтобы Тобою было видимо. Посему сделай человечество таковым, чтобы не было оно недостойным Твоего воззрения, а, напротив того, век наш стал достойным явиться пред Тобою. А что с нами теперь, то «вси дние наши оскудеша»; потому что не быть в Тебе значит вовсе не быть: над кем превозможет владычество гнева, жизнь тех не состоятельна, походит на тень, подобна паутинной ткани.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

яко изчезохом гневом твоим, и яростию Твоею смутихомся

Что благополучие грешников в настоящей жизни оказывается скоротечным, когда Бог подвергает их наказанию, об этом свидетельствуют слова: «Ибо мы исчезли во гневе Твоем и… яростию Твоею потрясены». У этого пророка ярость обозначает обычно нечто более умеренное, чем гнев. Особенно это станет тебе видно, если ты прочтешь у него следующий стих: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня» (Пс.6:2). Обличение он приписывает ярости, а наказание, следующее за обличением, т.е. отмщение – гневу. Поэтому и теперь он говорит, что от гнева мы исчезаем, т.е. погибаем, а от ярости – смущаемся; тот, кто смущен, не непре­менно погибает; напротив, если он образумится и обратится, то избегнет гнева и проистекающей из него погибели, подобно тому как обличенный, если раскается, может избежать наказания.

Беседа на псалом 89.

Блж. Феодорит Кирский

Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся

Приличествует сие и Иудеям и всем человекам. Ибо и род человеческий, неся наказание за беззаконие, подвержен бедствиям, и обуревается всякими треволнениями, и Иудеи за лукавство сердца лишились свободы.

Евфимий Зигабен

Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся

Исчезохом вместо изнемогли, погибли, когда Ты гневаешься за грехи наши. О гневе и ярости мы часто говорили, особенно в псалме 6-м.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 7–8 яко изчезохом гневом твоим, и яростию твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред тобою, век наш в просвещение лица твоего

В первом стихе дает причину краткости жизни нашея, и говорит, что сократил ее праведный гнев Божий, возжженный грехами человеческими. И хотя в Боге, собственно говоря, нет ни гнева, ни ярости, ни другой некоторой страсти, однако в преносном смысле приписывается и ярость и гнев, когда не щадит Он грешника, но по заслугам наказывает его. Во втором стихе изображает, что причиною гнева Божия были беззакония наша. Беззакониями же нашими нарицает грех первых праотцев наших, который был нам общий с ними, и в котором многия другия находились беззакония, яко-то: гордость, непослушание, неверие, любопытство, и прочая. Впрочем, без сомнения, взирает Моисей и на беззакония потомков Адамовых, с размножением коих тленность жизни человеческия еще более умножилась: ибо до потопа жили люди до девятисот лет, после потопа до двух или до трех сот, потом во время Моисеево до ста двадесяти, наконец во время Давидово до осмидесяти. Таким образом Моисей, показав вкратце, что люди на подобие дыма естественно исчезают, отсюду заключает, что неудивительно, ежели Бог, раздраженный грехами, безвременно отъемлет жизнь у тех, коих во гневе Своем карает. В следующих словах: положил еси беззакония наша пред Тобою – и: тайная наша пред светом лица Твоего – заметить должно красивую противоположность между сокровенными грехами и между светом лица Божия. Чрез сию противоположность Моисей означает, что когда Бог скрывает грехи человеческие от лица Своего, то и люди скрываются во тьме, и предаются многим ложным мечтам; а когда, извлекая из сокровенных убежищ, где они под личиною лицемерия тщатся сокрыть грехи свои, поставляют их пред очами своими, тогда, будучи поражены страхом и ужасом, смиряются.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 7-10 яко изчезохом гневом твоим, и яростию твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред тобою, век наш в просвещение лица твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом твоим изчезохом: лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся

Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась

От лица народа Моисей исповедует пред Богом греховность и заслуженность посылаемых на него бедствий и лишений. Народ погибал от божественного гнева (вероятно, разумеется здесь гибель евреев за время сорокалетнего странствования по пустыне); потому что Господь знает как все их поступки («беззакония наши пред Тобою»), так даже и мысли и чувства («тайное наше пред светом лица Твоего» - наша жизнь ясна, открыта пред Тобою). Следствием грехов евреев и кары за них от Бога была бедность, непрочность их внешнего благополучия и сокращение продолжительности жизни. Жизнь их обеднела и сократилась; она стала такой же кратковременной сравнительно с жизнью предшествующих поколений, как короток звук. Продолжительность жизни определяется теперь 70-ю годами, до 80-ти доживает более сильный. Но и эта, конечная пора человеческой жизни, которая должна бы быть самым лучшим временем, так как здесь человек должен бы пользоваться спокойно плодами своей предшествующей трудовой жизни, однако, характеризуется полною слабостью, беспомощностью и болезнями («труд и болезнь»).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 7–9 Яко изчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред Тобою, век наш в просвещение лица Твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом

За грехи постоянного ропота и непокорства воле Божией со стороны народа, предводительствуемого Моисеем, отяготел гнев Божий над этим народом. Пророк видит такое горестное состояние народа под тяжестию гнева Божия, глубоко скорбит о том и вот какими словами выражает свою скорбь: мы видим, Господи, гнев Твой за беззакония, мы изнемогли (изчезохом) и гибнем от гнева Твоего, и приходим в смятение от Твоего строгого и праведного суда (и яростию Твоею смутихомся). Твой гнев на нас, или: Твой строгий и праведный суд постигает нас непрестанно, потому что грехи и беззакония наши не могут укрыться от Тебя, как всеведующего, – они всегда пред Тобою, и вся наша жизнь (век наш) проходит (в просвещение лица Твоего) пред лицем Твоим, освещаемая светом лица Твоего, вполне ясная для Тебя, а не скрытая. И так все дни нашей жизни кончаются (яко вси дние наши оскудеша), погибли и близки уже к смерти, и (повторяет преждесказанное, ст. 7) мы погибнем от праведного гнева Твоего (изчезохом).

Объяснение священной книги псалмов.