Толкования на Пс. 89:10

Свт. Афанасий Великий

лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся

Лета наша яко паучина поучахуся. Природа человеческая не имеет в себе ничего твердого и постоянного, подобно паутине легко расторгается. Дню лет наших в нихже седмьдесят лет. Это подобно сказанному патриархом Иаковом: малы и злы дние мои: не достигоша во дни отец моих (Быт. 47:9). Поэтому, хотя иные живут более сказанного времени; но это бывает с немногими. Здесь же показывает, что всего обыкновенные, и чему подлежит большая часть людей. Ибо, как не упомянул об умирающих преждевременно, так не сказал и о долговечных, кончающихся в глубокой старости. Впрочем, и краткое это время жизни исполнено болезни и трудов. Яко прииде кротость на ны, и накажемся: потому что как бы мертвенна и ничтожна жизнь наша, и не знаем, что после этого будет с нами под державою Твоею. Поэтому, наказывай нас кротко. Ибо сказано «прииде» вместо «да приидет». Просят же о том, чтобы принять им наказание чрез Христа, Который есть Отчая Десница. Потому и сказано:

См. также Толкование на Пс. 89:12

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 10-12 лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся. Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою изчести? Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

Над кем превозможет владычество гнева, жизнь тех не состоятельна, походит на тень, подобна паутинной ткани. Как она бывает видна, пока остается связною; но если кто наложит руку, немедленно, от прикосновения перстов распадшись, уничтожится: так и жизнь человеческая, несостоятельными усилиями, как бы из воздушных некиих нитей всегда соплетаемая, напрасно старается соткать себе ткань неосуществимую, которой если коснется кто твердым помыслом, то избежит прикосновения, и обратится в ничто сей напрасный труд; потому что все, чего домогаются в этой жизни, есть мечта, а не существенность. Мечта – честь, достоинство, род, надмение, пышность, богатство, и все сему подобное, в чем поучаются науки этой жизни. Потому-то все подобное имеет нужду в уврачевателе Боге. Таков, думаю, смысл сказанного тем, кто говорит: «дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь», не потому, что для живущего сверх этой меры жизнь многоболезненна, но потому, что и сей столько краткой жизни большая часть проходит в труде и болезни: младенчество – болезнь, юность – труд, жизнь в средине более изобилует болезнями, а старость самою сединою и морщинами преимущественно свидетельствует о множестве трудов.

Пророк примышляет и другой еще способ, которым бы Божество могло быть умилостивлено к людям; смысл же сказуемого таков: бремя грехов наших навлекает великое наказание, но состоятельность естества нашего маломощна и не вынесет гнева, заслуженного прегрешениями. Но когда налагаемое на нас в наказание было бы сносно, тогда и сего достаточным оказалось бы для вразумления претерпевающих. Поэтому, если и легкого воздаяния будет довольно для вразумления и наказания, кто выдержит державу гнева? Или какое число возможет измерить страх ярости? Посему, если гнев не выносим, сносен же образ действия, соединенный с человеколюбием; то «десницу Твою тако скажи нам», чтобы делаемое Тобою нам вразумление могли мы принять, как дело премудрости, а не как наказание. Так, после изложенного нами наперед смысла, уместно будет привести и самые богодухновенные речения, которые читаются так: «яко прииде кротость на ны, и накажемся. Кто весть державу гнева Твоего? и от страха Твоего ярость Твою исчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости обрати».

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся

Пророку свойственно было размышлять и любо­мудрствовать и об этом, и представлять жизнь человеческую паути­ной; помышляя так постоянно о себе самом, он мог и твердо переносить печали, и пренебрегать призрачными благами, как скоротеч­ными по своей природе. «дни лет наших… семьдесят лет». «Наших», т.е. дни некоторых людей, потому что немногие доживают до указанного числа лет. «А если в силах – восемьдесят лет». Силою пророк называет крепость тела. Симмах, вместо: «в силах», перевел: в крайнем случае, желая сказать, что и при телесном здоровье не легко дожить до такого возраста. «То большая часть их – труд и болезнь». Паутиной, следовательно, пророк назвал человеческую жизнь, отчасти потому, что она продолжается немного вре­мени, так как недолговечность – свойство паутины, отчасти потому, что она сопровождается бесполезными усилиями и трудом, так как и паутина, вследствие чрезвычайной тонкости тканей, делается с боль­шим трудом и усилием, хотя потраченный на них труд и бесполезен, поскольку не достигает ничего полезного. Вот почему про­рок ограничил число лет человеческих семьюдесятью годами, хотя многие доживают до ста лет и более, и совсем счел ненужным упомянуть о годах, превышающих число восемьдесят, как излиш­них для жизни, доводящих людей до чрезмерной старости, которая делает их малым чем отличными на мертвецов. «Ибо постигло нас унижение, и мы (сим) будем научены». «Унижением» пророк называет произнесенный над нами Богом приговор: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19): Бог, желая смягчить определенные наперед наказания (разумею: «в поте лица твоего будешь есть хлеб»; и: «терния и волчцы произрастит она тебе», земля, (Быт.3:18), ставит концом их для нас смерть, чтобы в ней мы несли наказание, служащее не столько к отмщению, сколько к нашей пользе, поскольку ожиданием смерти мы отстраняем себя от многих злых дел здешней жизни.

Беседа на псалом 89.

Блж. Феодорит Кирский

лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся

«Лета наша, яко паучина поучахуся». Ничего твердаго, ничего постояннаго не имеет в себе естество человеческое; подобно паутине удобно расторгается.

«Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь». Это сходно с тем, чтó сказано патриархом Иаковом: «малы и злы быша дние» мои; «не достигоша во дни отец моих» (Быт.47:9). Посему, хотя живут иные долее сказаннаго, но сие бывает с немногими; а здесь Пророк показывает, что вообще и большею частию обыкновенно. Ибо как не упомянул о приемлющих преждевременную кончину; так прешел молчанием и долголетие весьма состаревшихся. Однако же говорит, что и краткое это время исполнено страдания и трудов.

«Яко прииде кротость на ны, и накажемся». Вот сколькими бедствиями обуреваемся и от малаго гнева Твоего! Ибо пришедшею на них кротостию Пророк назвал умеренное наказание.

Евфимий Зигабен

лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся

Лета наша яко паучина поучахуся

Глагол поучахуся стоит вместо считались. Смысл же будет тот, что годы жизни нашей считаются нами за паутину, которая делается с большим трудом и существует не долго. Ибо паутина вследствие своей тонкости ткется с многим трудом, а вследствие своей непрочности скоро пропадает.

Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет

Определяет здесь число лет, сколько человек может прожить. Дни лет наших, т. е. наши дни, в них, т. е. в нас самих, семьдесят лет. Ибо дотоле мы в нас самих, т. е. владеем собою, движемся собственною силою; если же кто будет в силах, т. е. с усилием, так как тогда с трудом может быть что нибудь сделано, проживет восемьдесят лет.

И множае их труд и болезнь

Если же кто проживет сверх этих лет, то вследствие крайней слабости жизнь его будет труд и болезнь. Труд же поставил здесь вместо бедствия. Другие же толковники слова: и множае их, понимают так, что в годы за семидесятью и восмидесятью немного удовольствий, но больше горя вследствие частых падений.

Яко прииде кротость на ны, и накажемся

Под кротостью разумеет умеренное наказание Божиe. Назвал же кротостью потому, что если сравнить его с тем наказанием и исправлением, какого мы достойны за свои пороки, то это будет не наказание, а кротость.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся

Паки обращается к общему учению, и показывает, коль кратка жизнь человеческая, хотя бы Бог и не сокращал оную гневом Своим. Кое, глаголет, продолжение нашея жизни? Ибо ежели исчислим и все годы ея, то они не восходят выше седмидесяти, разве в крепчайших до осмидесяти: далее же не что иное суть, как труд и болезнь, то есть, жизнь немощная и дряхлости подверженная. Но здесь встречается вопрос: должно ли по письмени разуметь место сие – о сокращении жизни до седмидесяти или осмидесяти лет, когда видим, что много есть таких крепких людей, которыя более осмидесяти лет живут, и напротив много есть таких, которые гораздо прежде седмидесяти умирают? Сей вопрос решится общим мнением всех, как древних отцев, так и новейших толковников, которые разумеют место сие по письмени и ограничивают жизнь человеческую седмьюдесятью или осмьюдесятью летами, которыя хотя и кажутся быть продолжительны, но в сравнении с жизнию многих животных, а наипаче с вечностию, весьма кратки. А что некоторые крепкие люди живут более осмидесяти лет, то не дивно: ибо всякое правило не без изъятия, да и число таковых людей весьма не велико. Не дивно также и то, что многие умирают прежде седмидесяти, а многие и прежде четыредесяти и тридесяти лет: ибо слабое слижение бывает тому причиною. Но Пророк глаголет здесь вообще о летах, разумея общие и обыкновенные пределы человеческия жизни, то есть, что люди, при целости сил и чувств, обыкновенно живут не более седмидесяти или осмидесяти лет. А что люди прежде потопа и после весьма долго жили, то сие приписывать должно промыслу Бога, Который сделал сие для того, дабы род человеческий скорее распространился, так как после тот же промысл Божий сократил время человеческия жизни, частию потому, что умножилися грехи, а частию потому, что ежели бы люди и по распространении человеческаго рода жили весьма долго, то мир не вместил бы их. Следующия конечныя слова: яко прииде кротость на ны, и накажемся, означают, что от краткости жизни, а паче от многоболезненной старости ту приобретаем пользу, что оставя гордость и юношеское надмение, смиряемся и наказуемся, то есть научаемся познавать немощь нашу и покоряться Богу, смиряяся под сильною рукою Его. По тексту Еврейскому: яко преходят абие, и мы улетаем, – Пророк разумеет, что люди безумно гордятся преимуществом своим: ибо хотя и не хотя принуждены бывают взирать на будущее время, и видеть смерть, к которой они с быстрым полетом стремятся, между тем как слава и гордость их ежеминутно исчезает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся

С заботами и беспокойствами трудится народ, но из-за семидесяти лет, которые Бог дает иному прожить, едва ли это стоит труда; редкий доживает до восьмидесяти; а что свыше то исполнено бывает болезней и скорбей. Лета наша: наши лета, т.е. мы в течение лет жизни нашей трудимся и беспокоимся, заботимся о поддержании жизни, об удобствах и т.д.; но достигаемое при этом так легко разрушимо, как паутина, так как смерть неожиданно постигает нас. Дние лет – время жизни; в них же семьдесят – в днях нашей жизни заключается всего семьдесят лет. Аще же в силах – если дни нашей жизни в силах, т.е. протекают в силах, если мы люди крепкие и здоровые, то достигаем восьмидесяти лет, между тем как прежде, когда не тяготел особый гнев Божий, люди жили сто сорок и более лет. Множае – большее число лет жизни, т.е. больше восьмидесяти; по другим: даже большая часть семидесяти или восьмидесяти тяжелы. Кротость – отсутствие энергии; слабость возраста, когда человек не в состоянии сам помогать себе, предоставляя действовать другим. Накажемся – дается мысль о не слишком нежном обращении молодых со слабыми, подобно детям, требующим ухода и помощи стариками. Еще во времена Сираха (18:9) сто лет считались крайним пределом жизни человека; если псалом наш написан Моисеем, то ст. 10 нужно понимать в значении быстрого вымирания евреев в пустыне (так как восемьдесят лет считается наибольшим числом лет жизни).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся

См. Толкование на Пс. 89:7

Прот. Григорий Разумовский

Лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся

Против слов: яко паучина поучахуся, – в «Учебной Псалтири» на полях поставлено: «яко паучина мнятся», а в переводе с еврейского этих слов совсем нет, и потому, принимая в сравнение человеческую жизнь (лета наша) с паутиной, мы должны помнить, что как паук многими заботами, трудами и болезнями изнуряет и ослабляет себя, так и мы в течение лет краткой жизни нашей трудимся и беспокоимся, заботимся о поддержании жизни, об удобствах и т.д., но все это, чего мы таким образом достигаем, так легко подлежит разрушению, как паутина, и смерть неожиданно постигает нас. Продолжая свою речь о тягостной и преисполненной скорбей жизни человеческой, пророк присоединяет к ней и указание на то, что она стала кратковременной. Указывая на пределы этой жизни, он говорит, что из дней человеческой жизни состоит век в семьдесят лет, иногда же, если человек в силах, и восемьдесят лет. А если и больше того проживет, то эти сверхобычные дни и лета бывают преисполнены скорбей и болезней (и множае их труд и болезнь). Но он говорит это о днях современной ему жизни людей, как исключительных, определенных тогда в наказание непокорному народу еврейскому, которому определено было умереть в пустыне (Числ. 14:32), а не как об известных, обычных тому времени периодах жизни, потому что известно, что сам Моисей умер 120-ти лет, а брат его Аарон 123-х лет (Числ. 33:39). Но с течением времени и эти периоды жизни все более и более сокращаются, как и в наши дни.

Яко прииде кротость на ны. Здесь кротость означает старческую слабость (после 80-ти лет жизни), недостаток физических и духовных сил, отсутствие энергии, когда человек становится не в состоянии сам помогать себе, предоставляя действовать другим, и такое состояние человека делается наказанием для него (и накажемся).

Объяснение священной книги псалмов.