Толкования на Пс. 89:12

Свт. Афанасий Великий

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

Десницу Твою тако скажи ми. Слово «скажи» относится к тому и другому, то есть, скажи нам Десницу Твою, или Христа, и скажи нам тех, у которых в сердце мудрость; а это святые Апостолы и Евангелисты, которые научили нас, как обратиться.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

См. Толкование на Пс. 89:10

Свт. Иоанн Златоуст

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

Десницею Бога пророк назы­вает Христа, а «укрепивших сердце… мудростью», т.е. во Христе (потому что Христос есть «Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24), апостолов; он не сказал: укрепившихся языком, но «сердцем», как это свойственно богоносным апостолам, которые, по словам Павла, имеют ум Христов (1Кор.2:16). Итак, пророк молится о том, чтобы были познаны, т.е. явились, Христос и апостолы, потому что отсюда исходит спасение нас грешных. Сказав: «посему яви мне десницу Твою», пророк дальше, однако не указал, как именно; очевидно он хотел указать, в каком образе должен явиться Христос, в величии, или в уничижении, но недоумевал, какой из них должен быть избран, поскольку величие сделало бы Христа недоступным для людей, а уничижение легко могло повести к презрению Его. Хри­стос выбирает средину между тем и другим, восполняя уничижение страданий чудесами.

Беседа на псалом 89.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

Быть окованным в мудрости, по-видимому, очень хорошо: оправа прекрасная! Но быть окованным сердцем - это ужасно, с первого взгляда. И однако же есть люди - окованныя сердцем в мудрости! Кто это? Те, кои, погнавшись за мудростью и познаниями, потеряли из виду любовь; кои холодным познаниям, сухим теориям, отвлеченным словопрениям дали охладить свое чувство, иссушить свое сердце. Посмотрите на иного мудреца!.. У него бездна познаний; он весь в соображениях, что шаг, то цель и план. А сердце!.. Бедное сердце заключено в этой мудрости, как в темнице; кругом оковано расчетами, не смеет пошевелиться для милости и сострадания.

Такая окованность сердца есть почти неизбежная доля мудрствующих по стихиям мира, ибо земная мудрость по природе - железного (сидерического) свойства. Мудрость небесная, напротив, дает движение и пространство сердцу, потому что она по природе своей исполнена милости и плодов благих (Иак. 3; 17).

Заметки.

Прп. Исихий Иерусалимский

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

Будем всегда вести себя, как «наказанные сердцем в мудрости» (Пс. 89:12), непрестанно дыша Иисус-Христом, Бога Отца силою и Божией Премудростью. Если же, по какой-либо случайности опустившись, вознерадим о сем умном делании, то в следующее утро опять добре препояшем чресла ума нашего и покрепче возьмемся за дело свое, зная, что нет никакого оправдания нам, «ведущим добро творити», если не будем творить оного.

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Блж. Феодорит Кирский

Исчести десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

Умоляю о том, чтобы и мне насладиться Твоим благодеянием, исчислить и поведать дары Твоей десницы, и подражать умудрившимся Твоею благодатию, которые и другим указуют путь к познанию Тебя.

Евфимий Зигабен

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

Десницу Твою тако скажи ми

Тако, т. е. в кротости и умеренном наказании управляя мною, дай узнать мне в день суда Твою правую руку. Дашь же Ты мне узнать ее, когда поставишь меня по правую сторону в числи овец Твоих.

И окованныя сердцем в мудрости

И сверх того еще покажи мне тогда праведников, соединив меня с теми, сердца которых прежде их смерти окованы были мудростью. Начало же премудрости есть страх Господень. Или мудрость Божия есть различие между добродетелью и пороками и следование добродетели. И таким образом эти слова нужно относить к будущему суду. Можно же понимать и в отношении к настоящему времени, в смысле: дай нам познать правую руку Твою, т. е. благодеющую и охраняющую силу Твою, и кроме того тех людей, которые мудры в делах, относящихся к божественному, ибо и я чрез них хочу сделаться благоразумнее.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

Понеже предвидел Пророк, что все доселе говоренное человеческим разумом постигнуть невозможно, доколе Бог не озарит людей Духом Своим, сего ради обращается к молитве. И хотя при первом взгляде молитва сия покажется безместна: ибо какая мудрость – знать число лет наших, когда оное не выше осмидесяти лет восходит? Какая трудность исчислить толь немногие годы, когда и самыя дети, лишь только говорить начинающие, знают буквы и числа?

Какая нужда учиться числительной науке, когда и без учителя по пальцам исчислить можем сто лет? Но тем-то и неизвинительнее глупость наша, что мы и толь краткаго времени жизни никогда не исчисляем. Ибо и самый наилучший арифметик, который тысящи тысящей подробно и точно разделять и раздроблять знает, при всем том осмидесяти лет в жизни своей исчислить не может. Люди знают измерять все находящееся вне их; знают, на сколько стадий отстоит луна от средоточия земли; ведают, сколь далеко разстоят между собою звезды и планеты; кратко сказать, ведают все размеры неба и земли, но в себе самих седмидесяти лет исчислить не могут. Отсюда видим, что Моисей не напрасно у Бога просит, дабы научил исчисляти дни наши ибо сие означает редкую мудрость. Последний член также достоин замечания, в котором Пророк научает, что мы тогда вводим мудрость в сердце, когда понимаем краткость человеческия жизни. Ибо может ли быть большая глупость, как скитаться в свете, не предполагая никакой известной цели? Одни токмо верные, коим известно различие между сею тленною жизнию и блаженною вечностию, для которой созданы, знают, какую жизнь избирать должно.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

См. Толкование на Пс. 89:11

Лопухин А.П.

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение

См. Толкование на Пс. 89:11

Прот. Григорий Разумовский

Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости

См. Толкование на Пс. 89:11