Толкования на Пс. 90:6

Свт. Афанасий Великий

от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго

См. Толкование на Пс. 90:5

Свт. Иоанн Златоуст

от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго

Видно, что и раньше речь шла о демонах. Так как между ними существует много различий (потому что они обольщают многими способами), то пророк и говорит: «бедствия, постигающего ночью», т. е. от того, кто ходит и совершает свои дела во тьме. Сказав это в общем смысле, пророк упомянул о супротивных силах, кото­рые радуются тьме и по причине злобы своей не имеют общения с светом; потому они и должны удаляться в кромешную тьму; впро­чем они нападают и в полуденное время, так как большинство людей в это время обычно предаются отдыху. Будучи татями и разбойниками, демоны боятся быть постоянно на глазах людей, страшась достоинства нашего образа, почему и укрываются обыкновенно около гробниц, в местах нечистых и пустынных, а в полдень, по указанной причине, осмеливаются являться и нападать на нас.

Беседа на псалом 90.

Свт. Лука Крымский

от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго

От сряща — это слово славянское, оно значит «от встречи»: от опасной и дурной встречи со злыми и опасными людьми и еще более опасной встречи с бесами.

О 90-м псалме.

Блж. Феодорит Кирский

от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго

См. Толкование на Пс. 90:5

Евфимий Зигабен

От вещи, во тме преходящия, от сряща (встречи) и беса полуденнаго

Ты, говорит, живущий в помощи Божией, не убоишься никакой вещи ходящей во тьме, каковы: тать, наветник, поджигатель домов. Темная вещь есть блуд, прелюбодейство, демон страсти и тому подобное. Встреча есть всякая вещь невольная, случающаяся нечаянно. А полуденным демоном, одни, как-то Евсевий и другие, называют демона лености и беспечности, располагающего людей особенно в полуденное время лежать; а другие называют демона гнусных и плотских помыслов, а некоторые демона невоздержания; так как все таковые демоны воюют против людей в полуденное время, когда насытится и обременится яствами чрево.

По словам Феодорита, есть два вида злоумышления: ибо некоторые или тайно и скрытно, и, как-бы ночью и во тьме, неприметно приготовляют сети для желаемой добычи; или явно и, как бы днем, торжественно. Итак, страхом ночным называет скрытную опасность, а стрелою летящею днем – явный умысл. По словам Дидима, страх ночной есть опасность со стороны удовольствий плотских, которая нападает особенно во тьме; стрела летящая днем есть любостяжание, ибо это его время; вещь, преходящая во тьме, есть всякий грех и неведение, и производящее оное злобные духи заблуждения. По словам Евсевия, подвергаются встрече тогда, когда ум склоняется на сластолюбие, когда вознерадит о делах благочестия и не заботится о трудах добродетели. Слова Феодорита: Сказал: беса полуденного, в значении занимающей многих славы. Обыкновенно и злоумышленники из людей по вкушении пищи и насыщении, стремятся как бы на готовую ловлю и легко порабощают лишенных верховного промысла.

Слова Григория Богослова: Надеющийся на Господа не убоится и диaвoлa, преобразующегося в ангела света, хотя бы он обещал яркий свет и хотя бы казался для развращенных самым полуднем. Кирилла: Быть может вещью преходящею во тьме называет неприметный грех; ибо иногда мы не знаем вещи тайной, потому, производя иное, мы погрешаем и падаем в точило (гнет) погибели. О таковых тот же Давид, молясь, говорит: от тайных моих очисть меня. Другой говорит, что вообще вещь, преходящая во тьме, есть злоумышлениe, проявляющееся там, где его не ожидают и всякий грех и неведение; встреча полуденная есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна пал в прелюбодеяние с Вирсавиею.

Толковая псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго

См. Толкование на Пс. 90:5

Лопухин А.П.

от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго

См. Толкование на Пс. 90:3

Прот. Григорий Разумовский

от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго

См. Толкование на Пс. 90:5