Толкования на Пс. 90:9

Свт. Афанасий Великий

Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое

Вышняго положил еси прибежище твое. Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 9-10 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему

Этими словами пророк и благодарит Бога, и выражает истину, потому что мы одержали верх в борьбе с началами, со властями и миродержцами тьмы (Еф.6:12), благодаря надежде на Бога, и как плотские не могли бы иначе победить бесплотных.

«Вышнего избрал ты прибежищем своим. Не приступит к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему». Прекрасное изо­бражение в лицах представляет пророк. Признав, что одержавший победу человек приписывает причину ее Богу, он настоящими словами намеревался ободрить его. Бедствия, говорит он, не только не одолеют его, а даже и не приблизятся совсем, по причине страха пред обитанием и защитой Бога, Которого человек сделал своим прибежищем, или, как выразились другие переводчики, – обитали­щем. Вот какое великое благо – прибегать к Богу. Потому-то и Иеремия говорил: «благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь» (Иер.17:7). И в самом деле, как не благословен тот, к кому совсем не приходят бедствия, и к селению кого, т.е. телу, не приближается бич, Селением назвал тело и Павел: «мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор.5:4). Почему же «язва» не приблизится? Потому, что подвергаться наказаниям свойственно грешникам, а прибегающий к Богу не будет в числе грешников, и естественно не будет тер­петь наказаний.

Беседа на псалом 90.

Свт. Лука Крымский

Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое

О, блажен всякий, положивший прибежищем своим Всевышнего, Бога нашего!

О 90-м псалме.

Блж. Феодорит Кирский

Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое

Сподобишься же сего промышления, говорит Пророк, предавшись упованию на Бога, и Его соделав прибежищем. Ибо в составе речи недостает следующаго: сказал Ты, Господи, упование мое; и это – отличительное свойство пророческих писаний, преимущественно же псалмов. Впрочем и связь речи явною делает сию неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попечения.

Евфимий Зигабен

Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое

Живущий в помощи Всевышнего, услышав о возвещенных ему Давидом как вышеупомянутых обещаниях, взывает, по словам Диодора, к Богу от удовольствия и говорит: Ты, Господи, упование мое.

Другой говорит, что здесь недостает глагола: ты сказал, чтоб яснее была мысль следующая: ты сказал: Ты Господи! упование мое!

Вышняго положил ecи (ты сделал) прибежище твое

См. Толкование на Пс. 90:10

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 9–10 Яко ты, Господи, упование мое: вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему

Пророк распространяет слово о промысле Божием, дабы люди, оставя подпоры мира, на которых они утверждаются, прибегали к единому Богу. А понеже во всем псалме часто переменяет лица, то и в сем стихе первее беседует к Богу, нарицая Его упованием своим, дабы сим образом и прочих верных сильнее привлещи к Нему. Потом паки обращает слово к себе самому, дабы лучше удостоверить о внутреннем расположении своем. Ибо истинное доказательство веры наипаче в том состоит, когда человек, входя в самого себя, без свидетелей испытывает сердце свое, расположено ли оно к Богу, и Бог пребывает ли в нем. За сим нарицает Бога прибежищем своим, Поелику со всех сторон защищает нас от всякаго зла, как и во псалме 89 сказано: Господи, прибежище был еси нам в род и род (Пс. 89:2). По сих следует: не приидет к тебе зло. Чего ради? Понеже под покровительством Бога спокойны и безопасны пребываем. А хотя и верным не редко многия приключаются безпокойства, но Пророк под именем зла разумеет здесь насильственныя нападения злых людей, которым Бог противополагает руку Свою, дабы совсем не подавили верных. Сие покровительство Божие распространяет и на самые домы людей благочестивых. Ибо Бог, удостоивая отеческаго благоволения рабов Своих, хранит и детей их.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое

Да и как могло быть иначе? Праведник надежду свою полагает на всемогущего Бога, Который не допустит ему испытать какой-либо вред, но поручит ангелам заботливо защищать его (на руках возмут и проч.).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое

Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе от удовольствия говорит: Ты, Господи, вся моя надежда и опора (яко ты, Господи, упование мое), и сказав так, одного Всевышнего избрал ты (положил еси) прибежищем твоим, говорит псалмопевец.

Объяснение священной книги псалмов.