Толкования на Пс. 90:10

Свт. Афанасий Великий

Не приидет к тебе зло, и рана не приближется телеси твоему

Не приидет к тебе зло, потому что порочное свойство приходит извне, а добродетельные качества имеют основание внутри нас. Сотвори Бог человека праваго, а он, взыскав помыслов лукавых, извне привлек в себя злобу (Еккл. 7:29).

И рана не приближится селению твоему. Повелевает благодушествовать, потому что не случится с ними ничего неприятного, как скоро уверятся, что к верующим в Бога помощником посылается Ангел.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Не приидет к тебе зло, и рана не приближется телеси твоему

См. Толкование на Пс. 90:9

Свт. Лука Крымский

Не приидет к тебе зло, и рана не приближется телеси твоему

Даже рана не приблизится: от всякого зла будешь сохранен.

О 90-м псалме.

Блж. Феодорит Кирский

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему

Превозможешь диавольския приражения, и не потерпишь оттого вреда. Так Божественная благодать оградила дом Иова; свидетель сему самь враг, который взывает: «не Ты ли оградил еси внешняя и внутренняя дому его» (Иов. 1:10)? Когда же попустил Бог; и враг показал злобу свою, и праведный Судия увенчал победоноснаго подвижника.

Евфимий Зигабен

Не приидет к тебе зло, и рана не приближется телеси твоему

Не приидет к тебе зло

Давид здесь, ответствуя живущему в помощи Божией, говорит: ты сказал, что Господь упование твое, и ты Всевышнего сделал своим прибежищем? Итак знай, что никакое искушение к тебе не приблизится. Ибо надобно читать вопросительно слова: ты Всевышнего сделал прибежищем своим? А слова, не придет к тебе зло – в виде ответа, так как это есть ответ на оные. А что к имеющему прибежищем своим Бога не приближается искушение, cиe доказывает даже диавол, взывая к Богу о Иове: не Ты ли оградил внешнее состояние его? (Иов. 1:10). Однако, когда Бог попустит, может приблизиться к такому человеку зло, т. е. бедствия, опасности и искушения.

Афанасий, изъясняя слова: не придет к тебе зло, говорит: зло по своему свойству приходит отвне; а добродетель имеет причину бытия своего внутри (человека). Ибо, по словам Екклесиаста, Бог создал человека правым; а он, пожелав помыслов многих, привлек к себе зло отвне: впрочем, вот что я нашел, что Бог сотворил человека правым, а они (люди) стали искать помыслов многих.

и рана не приближится телеси (жилищу) твоему

Не только, говорит, не приблизится никакое зло к тебе, но даже и к дому твоему; где предлог: εν (в выражении: εν τω σκηνωματι) излишен. И в другом значении раною может быть всякая болезнь, а жилище души есть тело. Итак он говорит, что и к телу твоему не приблизится болезнь за то, что ты сделал Бога прибежищем своим. Приличное изъяснение находится у Златоуста, что если человеку Божии приключаются немощи и раны и другие подобные искушения, то они составляют для него подвиг и испытание и умножают венцы, а для грешника они делаются действительно ранами. Ибо много, говорит тот же Давид, ран грешному (Пс. 33:20).

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему

См. Толкование на Пс. 90:9

Лопухин А.П.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему

Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами

Не приключится тебе зло - бедствие не коснется ни тебя лично, язва не приблизится к жилищу твоему - ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 10–13 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия

Здесь в стихе 10, вместо слов: телеси твоему, – нужно читать: селению твоему, как и исправлено это место в подстрочном примечании в новых (с 1890 г.) изданиях Библии и Псалтири, согласно с переводом с еврейского, а также греческим и Вульгаты («селению, жилищу», греч., лат. tabemaculuni), И опять пророк продолжает речь о Промысле Божием, покровительствующем человеку, всецело Ему преданному, говоря так: после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакой удар не достигнет жилища (селения) твоего (и рана не приблизится телеси твоему). А далее указывает и прямую, непосредственную причину такого спасения от бедствия или угрожающего зла: Бог, на Которого ты возложил все упование свое, пошлет ангелов Своих и прикажет им (ангелам Своим заповесть о тебе), чтобы охраняли тебя во всех делах твоих (сохранити тя во всех путех твоих). Они же, эти ангелы, по повелению Божию примут тебя, так сказать, на свои руки и будут поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень (да не когда преткнеши о камень ногу твою), т.е. чтобы ты не впал в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн. Словом нога, говорит св. Афанасий Александрийский, означает «душу», а словом камень – «грех» [3, с. 304]. Стих 13 по переводу с еврейского, читается так: «На льва и аспида наступишь, попирать будешь скимна и дракона». Аспид, василиск и дракон, хотя нам неизвестны, но это самые страшные змеи. Вот как описываются они в известном «Толковании на псалмы Палладия, епископа Сарапульского». «Яд аспида бытописатель называет «неисцельным» (Втор. 32:33); по своей свирепости он противится всяким «заклинаниям» (Пс. 57:5–6); не менее страшен василиск (очковая змея): его огненные глаза имеют опасное влияние на животных; яд его смертелен, и животное, им ужаленное, умирает вскоре; по непобедимому могуществу и как бы по власти жизни и смерти над другими животными, василиск в древности был символом страшного, царского могущества. Дракон (удав, или боа) есть огромнейший из всех змиев длиною до 30 или 40 футов (около 12 м. – Ред.), проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей он изображает собою «диавола» (Апок. 12:3–4). Сила льва (скимна) известна». Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что будучи охраняем ангелами, ты отразишь нападения самых ужасных врагов: ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов. Здесь образно выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, хотя бы и самое ужасное, не может быть опасным.

Объяснение священной книги псалмов.