Толкования на Пс. 90:12

Свт. Афанасий Великий

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

Да не когда преткнеши о камень ногу твою. Словом «нога» означает душу, а словом «кaмeнь» — грех.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

См. Толкование на Пс. 90:11

Свт. Лука Крымский

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

См. Толкование на Пс. 90:11

Прп. Исидор Пелусиот

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

См. Толкование на Пс. 90:11

Блж. Феодорит Кирский

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ни откуда не приключалось тебе ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророк означил словами: преткнуться о камень; а выражение: на руках возмут тя, означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь.

Евфимий Зигабен

На руках возмут (поднимут) тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

Руки ангелов суть охраняющие их силы; поднимут, поставлено вместо: будут поддерживать во время искушений и трудных обстоятельств, чтоб и нога твоя не споткнулась о камень; а под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели; наконец нога есть поведение человека, посредством которого мы проходим настоящую жизнь.

Божественный Кирилл говорит: (Бог) повелевает благим силам защищать подвергающихся обиде и отступать от пагубных людей не потому, чтобы Он сам чувствовал бессилие в хранении их; ибо как и почему могло бы быть это? но как некий царь вручает своим приближенным противостать нападениям врагов и отразить от находящихся под его скипетром любостяжателей. Слова Диодора: Как отцы по плоти, видя путь жестким и непроходимым, берут своих детей на руки, чтоб они не повредили нежных ног своих, будучи не в состоянии ходить по острой дороге; так и разумные силы не попускают страдать сверх силы тем, которые не могут еще переносить страдания, как имеющие некоторым образом детский ум, но избавляет от всякого искушения, дабы они чрез нерадение не пади под ноги сатаны и не отреклись от добровольного служения Богу. Когда диавол понял сии слова худо и отнес их ко Христу, то Господь, обличая его, сказал в ответ: писано: не искушай Господа Бога твоего: ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде; ибо Я не говорю еще того, что сказанное псалмопевцем не относится ко Мне, в котором и Ангелы имеют нужду, но к праведнику.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

Сей стих хотя исполнен преносных выражений, но впрочем весьма ясен. Остается одно токмо протолковать: что суть руки Ангельския, что камни на пути, что ноги человеческия. Рука Ангелов суть разум и воля, или мудрость и сила: ибо разумом и волею вся творят. Камни на пути суть препятствия, встречающияся в жизни сей, яко-то: соблазны, искушения, гонения и проч. Ноги, коими обыкновенно претыкаемся о камни, суть страсти человеческия. Таким образом Пророк, распространяя учение свое о хранении Ангелов, показывает, что они не о том токмо бдят, дабы ничего зловреднаго не приключилось нам, но и руками своими поддерживают ноги наши, дабы без преткновения совершали мы течение наше. Впрочем, хотя не видно, чтоб верные носимы были руками Ангелов, а напротив того, они часто, ходя пеши, утруждаются, часто претыкаются и падают, а иногда едва и ноги влачат, но Поелику Бог, и при толикой слабости, чудным образом чрез содействие Ангелов подкрепляет их: сего ради Пророк не без причины превозносит здесь таковое служение сих благотворительных духов. К сему присовокупить должно и то, что ежели бы Бог не поставлял нас превыше тех сильных искушений, каковыя сатана противополагает нам, то мы совсем были бы неравносильны сопротивляться им. Кто сии два обстоятельства между собою снесет, а притом разсмотрит и немощь естества своего, и стропотные пути жития, и тесные пределы ума, и хитрость сатаны во устроении наветов, тот найдет, что сие свидетельство Пророка не есть иперболическое, и притом скажет, что мы и трех шагов ступить не могли бы, ежели бы Ангелы чрезестественным некоторым образом не носили нас на руках своих. А что мы часто претыкаемся и падаем, сие должны приписывать грехам нашим. При всем том, Поелику Бог не попускает нам сокрушаться, сие то же есть, как бы Он подлагал под нас руку Свою.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

См. Толкование на Пс. 90:11

Прот. Григорий Разумовский

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

См. Толкование на Пс. 90:10