Толкования на Пс. 93:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом Давиду, в четвертый субботы

Содержание: В этом псалме Давид ведет речь о Промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что и то и другое не постоянно, но для одних скорбь изменяется в вечное наслаждение благами, а для других после мнимого наслаждения благами следует наказание в нескончаемые веки. Надписан же псалом: в четвертый субботы, потому что в четвертый месяц (под днем разумеется месяц) начались бедствия града Божия, осажденного вавилонянами, как повествует о сем Иеремия.

Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Он как Бог щедрот и Бог утешешй (2 Кор. 1:3), так и Бог отмщений. Но и об этом опять говорит в начале, чтобы доставить тем великое утешение приведенным скорбями в уныние. А словом: не обинулся есть — указывает на тот приговор, который произнесет на Божественном суде, когда скажет нечестивым: идите от Мене проклятии (Мф. 25:41).

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Давиду в четвертый субботы, не надписан у еврей

Надписание же это читается так: «Давиду в четвертый субботы, не надписан у еврей». Заключающееся в сем псалме таинство предвозвещает домостроительство страдания.

Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть

Поелику в пятый день недели совершено предательство Иуды; то искупившей Собою весь мир в предшествовавшей сему день как бы продается предателем. Так сделанное Иудою, именуется и в пророчестве Иеремии: «и прияша тридесят сребренник, цену цененного» (Мф. 27:9). Для того же, думаю, продается, чтобы продажею Своею купить проданных под грех. Почему Пророк, провидя будущее, возбуждается каким-то гневом на совершаемое, называя Его «Богом отмщения», и умоляя «вознестися» нас ради Смирившегося, «воздать гордым воздаяние» по достоинству их (Пс. 93:2), да не «восхвалятся» злобою «грешницы» (Пс. 93:3), к которым взывает, именуя их «безумными» и «буими» (Пс. 93:8), как непризнавших Божества в Явившемся. Ибо безумному свойственно, как говорит Пророк в другом месте, сказать, что нет Сущего Бога (Пс. 13:1). Взывает же таковым: «разумейте безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся». Кто «насаждей ухо»? Кто «создавый око»? Кто «наказуяй языки»? Кто «весть помышления человеческая» (Пс. 93:8–11)?

О надписании псалмов.

Блж. Феодорит Кирский

Псалом Давиду в четвертый субботы

Не надписан у Евреев. Очевидно, что надпись сия сделана кем-либо другим, а не Пророком и не переводившими псалом в начале. Содержание же псалма следующее. Многие из Иудеев, и князья, и цари, возлюбили беззаконие, и в суде произносили приговор неправедно, отваживаясь на убийства, и за подарки продавая кровь неповинных. Их осуждал блаженный Исаия, говоря, «услышите, князи Содомстии» (Ис.1:10); и еще: «князи твои не покаряются, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии» (Ис. 1:23); и не только осуждал, но и предлагал им увещания: «судите сиру, и оправдите вдовицу» (Ис. 1:17). Тоже обвинение делал и блаженный Аввакум, и принося молитву Богу, сказал: «сотвори ми человеки яко рыбы морския, и яко гады не имущия старейшины. Пожирает нечестивый праведнаго» (Авв. 1:13–14). Так и чудный Иеремия, а равно и другие Пророки продолжали осуждать их неправду. Сие-то издали провидя пророческими очами, божественный Давид написал псалом сей, чтобы от сладкопения, совершаемаго в божественном храме, получали пользу современники. Учит также о промысле Божием, а в следствие онаго и о наказании живущих порочно. Представляет же псалом произнесенным от лица воспитанных в благочестии, которые терпят неправду от сих властителей.

Бог отмщенiй Господь, Бог отмщений не обинулся есть Вместо: «не обинулся есть», Акила, а подобно и другие толковники перевели: явись. Умоляю Тебя, Бога всяческих, Владыку, Правителя тварей, налагающаго достойное наказание на делающих неправду, услыши и приими прошение мое, говорит Пророк.

Евфимий Зигабен

Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть (открылся)

Бог отмщений сказано околично вместо: Бог отмститель, где существительное принято вместо прилагательного. По сему свойству еврейского языка и Богом милости называется милостивый и Богом щедрот—щедрый, и Богом утешений—утешитель, мира— мирный и другими подобными именами. Итак Давид говорит, что Господь есть Бог мститель, который теперь явил себя таковым, т. е. показал праведный суд свой и, долготерпев доселе, теперь употребил мщение. Повторение слов: Бог отмщений выражает пламенную ревность и сильную расположенность к правде.

Красиво говорит Евсевий: Как бы так говорит пророк: ободритесь находящиеся в таком состоянии! Ибо есть Бог, не пропускающий без внимания того, что делают люди, который и производить достойное наказание неправедным и открыто и явно творит отмщения, хотя и терпит по долготерпению своему. Слова Афанасия: Быть может глагол: открылся, означает pешeниe, имеющее открыться на нечестивых по окончании дел настоящей жизни на Божественном суде. Ибо Он скажет тогда: отойдите от Меня. Нисского: Бог смотрит на дела человеческие так, что произведет достойное истязание над неправедными, осудит и праведно накажет их. Ибо Он должен воздать каждому по делам его. Безъименного: Кто Бог отмщений, как не всеобщий наш Судья, т. е. Христос? Так Он говорит: Отец не судит никого, но весь суд отдает Сыну. Так Он открылся, то есть явился, ибо παρρησιαν, назвал θαρρησιαν.

Еп. Ириней (Орда)

Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть

Касательно этого псалма прежде всего нужно заметить, что он направлен не против иноземных врагов (ассириян, халдеев, селевкидов и т.д.), но против нечестивых единоплеменников и что под угнетенными людьми и достоянием Божиим (ст. 5, 14) нужно разуметь благочестивых израильтян, которые одни только по справедливости принадлежали к народу Божию, к Его наследию. Псалом переносит нас в то время, когда в Израиле господствовали нечестивые, в своем высокомерии презиравшие священнейшие законы (защиту вдов, сирот, иноземцев), преследовавшие верных исполнителей заповедей Божиих, право обращавшие в бесправие. Такие времена бывали в период царей, как это можно видеть из относящихся сюда изображений пророков (ср. особенно Ис. 1 и т. д.); для более точного определения времени происхождения псалма нет достаточных данных.

По надписанию, которое впрочем находится только у LXX и в Вульгате, псалом этот написан Давидом. Но его нельзя относить ни к Саулову (ст. 5 и 6 против этого), ни к Авессаломову гонению. Давид мог написать его без отношения к современным обстоятельствам, или к собственным печальным опытам, предназначая его для пения верующим во Израиле во время господства бесправия над правом. Что такие времена наступят раньше или позже, Давид мог предвидеть, если бы даже и не обладал даром пророчества. По Мишне, псалом этот пели в четвертый день недели (среду), в который иудеи и теперь читают его; в Талмуде сообщается также, что левиты пели этот псалом в храме в день разрушения Иерусалима халдеями, и вторгшимися врагами были прерваны на заключительном стихе.

Псалмопевец начинает выражением уверенности, что Бог есть отмститель всякой злобы и всегда с энергией показывал и показывает Себя таким. Не обинулся есть – без страха, смело, открыто действовал.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть

По надписанию, псалом пелся в четвертый день недели, т. е. в среду. Слова закона Моисеева, прочитанные пред Иосиею и народом, исполнили этого благочестивого царя ревностным желанием восстановить среди своих подданных жизнь, согласную с заповедями Господа, грубо попираемыми и забытыми к данному времени. Неизвестный писатель этого псалма проникнут тою же святою ревностью, почему и обращается к евреем со словами обличения и увещания.

Восстань, Господи, на суд над нечестивыми, производящими насилие над слабыми и беспомощными в надежде, что Господь их не видит

Писатель молит Господа явить себя пред нечестивыми «Богом отмщения», т. е. не попускать более их делам, не снисходить к нечестивцам, но явиться пред ними мстителем за постоянно попираемую ими правду.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 1–2 Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым

В еврейской Псалтири и этот псалом не имеет надписания. Имеющееся же в нашей Псалтири надписание: Псалом Давиду, в четвертый субботы, по свидетельству Иеронима, Августина, Феодорита и других отцов, внесено LXX толковниками и другими переводчиками (см. предисловие к предыдущему, 92-му псалму) для обозначения того, что евреи пели сей псалом в синагоге в 4-й день седмицы, или, что то же, в среду, «в четвертый по субботе». А почему именно он приписывается Давиду, на это нет точных и определенных оснований. Содержание сего псалма представляет изображение добрых и злых людей, которые несправедливо и беззаконно угнетали праведных.

Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым

Выражение: не обинулся есть – в нашей «Учебной Псалтири» заменено словом: «явился есть». Тем же словом, только в просительной форме, оно переведено и с еврейского, и весь первый стих по сему переводу читается так: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, явися!» Составитель псалма сего начинает его молитвою к Богу и просит Его явиться и восстать на отмщение гордым и нечестивым угнетателям. И в глубокой древности, еще при Моисее пророке, Господь Бог объявил народу, что Он не потерпит злодеяний и беззаконий нечестивых, что суд Его готов на беззаконных, и Он «воздаст им в день отмщения» (Втор. 32:35–36). Так и в сем псалме пророк умоляет Бога об отмщении злым, гордым и нечестивым грешникам, говоря как бы так: Господи Боже! Я знаю, что это Твое дело – отмщать беззакония людей и судить землю, и Ты видишь, как забываются и как дерзки бывают гордые и беззаконные люди, когда нечестие их остается безнаказанным. Посему умоляем Тебя: явись во славе Твоей, смири врагов и отмсти беззакония их и, наказав их, загради уста тех, которые отвергают Промысл Твой. Согласно с сим, и апостол Павел дает верующим такое наставление: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). И тем самым Он научает, что во всем мире один только есть Верховный Судия и Отмститель всех злодеяний и беззаконий, – это Господь, Бог отмщений, Который будет судить за все преступления не только народы, но и самих судей, начальников и всех царей земных.

Объяснение священной книги псалмов.