Толкования на Пс. 93:14

Свт. Афанасий Великий

Яко не отринет Господь людий своих, и достояния своего не оставит

Яко не отринет Господь людей Своих. Это служит ответом на сказанное выше: люди Твоя, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша (Пс. 93:5).

И достояния Своего не оставит. А это имеет связь с сказанным пред этим: яко не отринет Господь людей Своих. Псалмопевец как бы так говорит: Господь сохранить людей Своих во все время скорбей, и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их, пока не воссядет в Божественном судилище. Когда же воссядет в суде правда, т. е. Христос; тогда близ Него будут все правые сердцем, по сказанному: яко mии Бога узрят (Мф. 5,8). Такую мысль дают следующие за сим слова.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко не отринет Господь людий своих, и достояния своего не оставит

Псалмопевец указал здесь причину, по которой Бог наказывает тех, кого он назвал блаженными. Щадя Свой народ и Свое достояние, Он наказывает некоторых, желая, чтобы они и сами покаялись и спаслись, и для других послужили поводом и примером обращения. А если бы Он хотел отвергнуть за грехи Свой народ и оставить Свое достояние мысленным врагам, то Он и не наказывал бы нас, предоставляя погружаться в еще большее нечестие. А что оставление Божие бывает следствием великого гнева, послушай, как об этом говорит Бог иудеям: «Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют» (Ос.4:14), и еще: «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу» (Иер.12:7–8).

Беседа на псалом 93.

Блж. Феодорит Кирский

Яко не отринет Господь людий своих, и достояния своего не оставит

Народ Божий и в настоящей жизни будет пользоваться надлежащим о нем промышлением, как именующийся достоянием Божиим и людьми Божиими.

Евфимий Зигабен

Яко не отринет Господь людей своих и достояния своего не оставит

Бог, говорит, не отвергнет совершенно народ свой и не оставит всецело достояния своего, хотя на время и позволяет ему страдать, и это будет делать до окончания миpa, то попуская злым людям оскорблять народ свой, то вспомоществуя ему и освобождая его и делая то и другое на пользу. А народ и достояние Божие в древности были иудеи, а теперь вместо их христиане, как мы говорили многократно.

Посему и божеств. Кирилл сказал: потому, что мы остались в мире, а Он взошел к Отцу. Он еще не отступил от любящих Его. Ибо Он удостоверил нас своим обещанием: не оставлю вас сиротами; приду к вам.

Еп. Ириней (Орда)

Яко не отринет Господь людий Своих, и достояния Своего не оставит

Счастлив поэтому тот, кому Бог подает благодать такой веры и утешения, пока пробьет час избавления! – И он несомненно пробьет, потому что Бог не оставляет своих верующих, но идет на суд над неправедными, чему тогда обрадуются все приверженные к Нему.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 14–15 Яко не отринет Господь людий Своих, и достояния Своего не оставит: Дóндеже правда обратится на суд, и держащийся ея вси правии сердцем

Люди Свои (т.е. Божии) и достояние Свое до пришествия Христа Спасителя были иудеи, а ныне (по пришествии), вместо них, христиане. Продолжая утешительную речь к праведным и благочестивым, пророк называет их людьми своими Богу, Который их не отринет, т.е. не отвергнет их как избранников своих, которых Он избрал из всех народов, освятил и присвоил их, как сокровище (Втор. 7:6; 1 Пет. 2:9), как достояние Свое, которого Он не оставит, т.е. не лишит Своего благоволения; но только до тех пор, когда – дондеже правда обратится на суд, а с нею и все те, которые последуют сей правде – держащийся ея вси правии сердцем. В последних словах заключается пророчество о явлении правды Божией (т.е. Мессии, Христа) на земле и о Суде Христовом (Ис. 61). В том же смысле изъясняя эти слова, св. Афанасий Александрийский говорит: «Господь сохранит людей Своих во время скорбей и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их, дондеже правда обратится на суд, т.е. пока Христос не будет судить вселенную. Ибо Он «бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1 Кор. 1:30), и Ему «суд весь даде Отец» (Ин. 5.22) [3, с. 310–311]. «Когда, – говорит Евфимий Зигабен, – Христос придет во второе Свое пришествие, тогда станут подле Него все правые, т.е. праведники, став одесную Его, во время суда Его над всеми людьми» [7, с. 746]. Вси правии сердцем – не то же ли это, что и «чистии сердцем», которых Сам Христос Господь именует «блаженными» и говорит, что они «Бога узрят» (Мф. 5:8)?

Объяснение священной книги псалмов.