Толкования на Пс. 93:21

Свт. Афанасий Великий

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

И кровь неповинную осудят. Эти лукавые и сопротивные демоны приложат всякое старание уловить душу праведного, но за это, говорить, они будут осуждены. Ибо это значат слова: и кровь неповинную осудят. Пророк говорить, что за неповинно пролитую ими кровь преданы будут они суду и наказанию.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

См. Толкование на Пс. 93:20

Свт. Иоанн Златоуст

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

Пророк ясно указывает при­чину, почему диавол не будет предстоять Богу на будущем суде, а именно потому, что он со своими слугами не побоится уловить и душу праведника, воспользовавшись для того грехами, допущенными по неведению и невольно, а равно и потому, что «неповинную кровь осудят», если бы у них была какая-нибудь власть судить. Вот почему Бог и не позволяет им обвинять нас и быть против нас сви­детелями, когда Он судит наши поступки, а призывает в каче­стве обвинителей наши помыслы, а в качестве свидетеля – совесть. Так говорит Павел: «о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим. 2:15). Так судятся Богом наши тайные дела.

Беседа на псалом 93.

Блж. Феодорит Кирский

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

В том и дело сих беззаконных судей, чтобы употреблять всякое ухищрение против праведных, и неповинных, ни в чем не погрешивших, осуждать на смерть.

Евфимий Зигабен

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

Уловят (поставя сети) на душу праведничу

Иначе, говорит, служители диавола, демоны будут ставить сети против всякого праведника, если они будут находиться на суде Твоем, Господи, и будут обвинять грехи его неведения и ненависти по причини чрезмерной злобы и ненависти своей к людям.

И кровь неповинную осудят

Демоны, говорит, Господи, смотря по их злобе и намерению, осудят кровь невинную; где кровь невинная употреблена вместо: невинный, или вместо: на неправедное наказание, по отношению к божественным законам, т. е. не вытекающее из божественных законов, что можно выразить так, что демоны определяют безвинным неправедное наказание; почему, как беззаконные и неправедные не будут присутствовать на суде Божием.

Другие изъясняют сии слова о Сауле, называя престолом беззакония престол и царство Саула: его же почитают и созидающим труд касательно повеления, так как он напрасно трудился над нарушением заповеди Божией, когда желал умертвить Давида, поставленного в царя, по повелению Божию. Он-то уловлял и ставил сети вместе с своими, чтоб уловить душу праведника, т. е. Давида, и осудить невинную кровь его, иначе его самого.

Заметь, что Апостол Павел, сказывая: не знаете ли, что мы Ангелов будем судить? (1 Кор. 6:3). сим показывает, что и демоны (ибо, по словам Златоуста, Феофилакта и Экумения, их называет ангелами) имеют предстать на суд Божий, но не для суждения и осуждения, как говорит здесь Евфимий, но более для того, чтобы самим принять суд и осуждение от Бога и святых за те искушения и скорби, которые причиняли им в настоящей жизни. Ибо, по словам богословов, на суд предстанут четыре разряда: христиане, нечестивые, ангелы и демоны.

Прот. Григорий Разумовский

Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят

Вот и последствия того суда, который совершается на престоле беззаконных судей. Они, говорит, заботятся не о правосудии и справедливом воздаянии, а о том, чтобы расставить сети и разными неправдами и хитростями уловить душу праведника, навести на него разные искушения и скорби, и чрез то поставить его на суд, для того чтобы осудить и погубить.

Объяснение священной книги псалмов.