Толкования на Пс. 95:5

Свт. Афанасий Великий

Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори

Яко вcи бози язык бесове. Именуемые богами демоны оказались лукавыми, а наш Господь небеса сотвори.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори

В Священном Писании обычно демонами называются злые духи, как это видно из Евангелий, которые постоянно употребляют это выра­жение. Греки же, находя название почетным, называют их демонами, т.е. огненными и обладающими знанием, и этим, не ведая, вместо похвалы, себе наносят позор, поскольку это имя для демонов, как знающих нечестие, служит названием позорным. Симмах, вместо: бесов, перевел: несуществующие, так как демоны преданы нечестию, не имеющему для себя основания, а Акила: воображаемые, так как они владеют ложным и вымышленным именем.

Итак, все языческие боги – демоны: признают ли язычники одних из них меньшими, других – большими, все они одинаково принадлежат к враждебным и злым силам. Откуда это видно? «А Господь небеса сотворил», т.е. демоны не были бы низвер­жены с неба, если бы не отпали чрез свое нечестие от создавшего небеса.

Беседа на псалом 95.

Блж. Феодорит Кирский

Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори

Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он – Творец небес.

Евфимий Зигабен

Яко вcи бози язык бесове; Господь же небеса сотвори

Еллины называли их демонами, как сведущих по их мнению в добре, производя их имя от δαιω, знаю. А мы христиане, называем их демонами, как сведущих во зле. Таковы-то, говорит, боги язычников; а истинный Бог есть тот, который сотворил небеса и не только небеса, но и все прочие твари. Ибо все, по словам Иоанна, чрез Него произошло (Иоан. 1,6). А сказал Давид об одних только небесах потому, что небеса суть творения, превосходящие своим великолепием и изяществом все прочие.

Слова Кирилла: Это наиболее убеждает народы бояться Господа, что они видят, что мнимые их боги ложны. Ибо они увидели, что все они не боги, но демоны, т. е. злые и нечистые духи, похищавшие и усвоявшие себе славу Божию. Он собственно есть Бог, как Творец всего, а боги, которые небес и земли не сотворили, по написанному у Иеремии, должны погибнуть, как присвоившие себе чужое имя. Слова безъименного истолкователя: Господь называется великим не по росту и величине (ибо Он бестелесен), но по превосходству ни с чем несравненной творческой силы своей. Феодорита: Господь владеющий всем, имеет неизреченное величие и Он показал силу свою над лжеименными богами, изобличив их обман. Ложно так называемые боги оказались злыми демонами, а наш явился Творцом неба. Ибо во время вольного Его страдания не только омрачилось солнце и распались камни и катапетасма (закров) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя носящего все висевшим на кресте.

Еп. Ириней (Орда)

Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори

Бесове – идолы; ср. 1 Кор. 10:20; идолослужение было сознательное или бессознательное служение бесам.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори

См. Толкование на Пс. 95:2

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 5–6 Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори. Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его

Языцы, или язычники, – так назывались и называются все народы, не познавшие и не почитавшие истинного Бога. Вместо же Бога они почитали или тварей, видимых на небе: солнце, луну, звезды, или животных земных, и делали в честь своих божеств различные изображения, которые они потом также обоготворяли, им поклонялись как Богу, и приносили жертвы. Такое ложное богопочитание называется язычеством и идолопоклонством. У разных народов были разные, у каждого народа свои, боги, и все эти боги известны под именем кумиров, или идолов. А сии идолы, или изображения ложных богов, были не что иное, как произведения рук человеческих, и делались из дерева, камня, металла и других веществ, и, по здравому суждению человека, они не имели совершенно никакого значения, являлись ничтожеством. Св. апостол Павел так и говорит об идолах: «Мы знаем, что идол в мире ничто» (1 Кор. 8:4). Но люди, поклоняющиеся идолам, под видом последних, поклоняются диаволу, который отвращает людей от Бога и от истинного богопочитания и повергает их в разные заблуждения, суеверия и секты. С того времени, как сатана за гордость и противление Богу низвергнут был с неба со всеми его служителями, злыми духами, он стал искать себе почитателей и поклонников между людьми, отпавшими от Бога, и нашел их в обществе идолопоклонников, т.е. всех тех людей и разных народов, которые поклонялись и поклоняются идолам. Значит, под видом идолов все язычники поклоняются диаволу и его служителям, злым духам, демонам, или бесам. В этом смысле пророк и говорит: вси бози язык бесове, т.е. все боги у язычников бесы, и они, эти бесы, принимают от людей божеское поклонение. А потому и все служение, или поклонение, идолам есть служение бесовское, как и говорит о сем тот же св. апостол Павел: «Язычники, принося жертвы, приносят их бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20). Многие из них, говорит в другом месте тот же апостол, «называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:22–23, 25). Настолько, значит, глубоко пал и унизился, через грехопадение, род человеческий, что стал воздавать божеское почитание твари и бездушным идолам, и даже – бесам, вместо того, чтобы славить и воспевать единого истинного Бога, Который небеса сотворил и на всех богов наводит страх и трепет (ст. 4). Исповедание, или, что то же, «прославление величия и славы», принадлежащих Богу, пред Ним предстоит, а кто желает видеть святыню и красоту – великолепие, тот пусть идет к святилищу Его (скинии и храму) как к видимому изображению присутствия Божия, где, как славу Его, так и величие, можно было созерцать в жертвоприношениях и в ковчеге Завета: святыня и великолепие во святиле Его.

Объяснение священной книги псалмов.