Толкования на Пс. 95:11

Свт. Афанасий Великий

Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его

Да возвеселятся небеса, и радуется земля. Ибо небесные силы, радуясь исправлению вселенной, взывали: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2,14). Да подвижится море и исполнение его. Морем обозначает здесь множество народов. Оно и подвиглось, т. е. возбуждено к принятию проповеди.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его

Какая причина этой радости? Пришествие Спасителя, как это ясно видно из дальнейшего. Итак, было общее и небу и земле таинство, совершившееся на последней, так как о преклонив­шем небо и сошедшем с него говорится, что Он произойдет и от земли по плоти. «да придет в движение море и что наполняет его!» – не бур­ным волнением, а волнением радости и ликования. Под исполне­нием его разумей реки и озера, поскольку все собрания вод при творении названы Богом именем моря: «назвал, – говорится, – Бог собрание вод морями» (Быт.1:10). Что же приносят воды таинству Единородного? Очевидно, крещение.

Беседа на псалом 95.

Блж. Феодорит Кирский

Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его

«Да возвеселятся небеса, и радуется земля». Вся тварь, говорит Пророк, да приимет общение с человеками в веселии, и небесное и земное да исполнится радости. Ибо, если о едином кающемся грешнике радуются Ангелы, то, конечно, большее ощущают веселие при изменении всех людей.

«Да подвижится море и исполнение его». А Феодотион и Симмах перевели так: даст глас свой море с исполнением его; потому что вся жизнь человеческая, уподобляющаяся морскому волнению, приимет глас Божественных проповеданий. Предсказывает же вместе Пророк и бывшия востания неверных на проповедников истины, как показали мы и в других псалмах.

Евфимий Зигабен

Да возвеселятся небеса и радуется земля; да подвижится море и исполнение его

Да веселятся, говорит, небеса и да радуется земля о Христе, бывшем прежде небесным по Божеству, а потом ставшем и земным по человечеству. Ибо первое Божество Христово свыше сошло, а второе - человечество, от земли взошло, где движением называет взыграние сердца, производимое радостью; а полнотою моря пределы его; или полноту моря составляют реки, озера и источники и одним словом, все водяное естество по причине крещения Спасителя.

Слова Феодорита: Вся тварь, говорит, пусть участвует в веселии людей, и небесное и земное да исполнится утешения. Ибо если Ангелы радуются об одном грешнике кающемся; то они же, без сомнения, больше будут веселиться об изменении всех людей. Афанасий: Об исправлении вселенной небесные силы говорили с радостью: слава в вышних Богу. Началозлобный сатана, сеятель плевел, изобретатель и учитель всякого непотребства увлек в начале чрез преступление Адамово все естество человеческое в смерть; но Творец всего опять преобразил его в нетление, уничтожив смерть во Христе и удалив от миpa грех. Итак по сей то причине Дух Святый повелевает всем и небесным и земным праздновать. Безъименного: И какой повод к веселью? Пришествие Спасителя. Опять Феодорита: Вся человеческая жизнь, которая уподобляется морскому волнению, примет глас Божественных проповедей; где в тоже время предсказывает и о бывших восстаниях со стороны неверных против проповедников истины, как мы это показали и в других псалмах.

Кирилл согласно с Афанасием говорит: Морем называет множество народов, которое, приняв голос божественных проповедей, поколебалось, т. е. пришло в движение, принимая веру, или и противную ей силу.

Еп. Ириней (Орда)

Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение Его

Как всех людей, так и неразумных тварей призывает псалмопевец к прославлению славного господства Царя – Бога.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 11-13 Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его: возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею

Пусть, поэтому радуется вся земля, дубравы, моря и поля, так как Господь идет судить землю

Так как Господь есть царь всего мира, то тогда, когда Он придет судить весь мир, на земле будет восстановлена правда, теперь попираемая людьми и народами. Писатель ожидает и молит Бога об этом пришествии и свою радость приглашает разделить и всю природу: моря, реки, поля, леса. Такое приглашение говорит о необыкновенной глубине и силе чувства, переживаемого писателем.

Все это радостное и бодрое содержание псалма отвечает времени царя Иосии, когда открытый и прочитанный им автограф закона Моисея наполнил его с одной стороны чувством огорчения при виде нестроения настоящей жизни своих подданных, далекой от нарисованного в законе идеала, с другой - преисполнил его ревностью об очищении жизни, вселял уверенность, что Господь не даст погибнуть этому кающемуся и исправляющемуся пред Ним народу.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 11–13 Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его: возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною Своею

Из предыдущих стихов видели мы, как псалмопевец, воодушевляясь пророческим духом и постепенно проникаясь радостным настроением, призывает людей к прославлению величия и славы Божией. Вот пред его мысленным взором предстают чудеса силы и могущества Божия, открывающиеся в делах поражения и уничтожения языческого идолослужения, и он, духовно предусматривая наступление царства Мессии, призывает проповедников славы и правды Божией возвестить народам, что Господь уже царствует в мире, что, производя праведный суд, Господь утвердил Церковь Свою на земле (исправи вселенную), которая пребудет непоколебимою и вечною. Воодушевленный столь радостным настроением, он в конце псаломской песни своей призывает к общей радости и торжеству и небо, и землю, разумея под небом всех ангелов и всех святых небожителей, а под землею – всех живущих на земле; и не только небо и землю побуждает к радости, но и море, и даже неодушевленные твари заставляет радостно предстать пред лицем грядущаго Господа: «да возвеселятся небеса, и да торжествует земля; да плещет море и все, что наполняет его; да скачет поле и все, что на нем; да ликуют тогда все дерева дубравы пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю» (по пер. с евр.). Два раза повторенное слово «идет» (яко грядет, яко грядет), по мнению св. отцев, означает два пришествия Христовы: первое – для совершения дела спасения рода человеческого, а второе – с последующим за ним словом судити указывает на второе пришествие Христа во славе Отчей, для того, чтобы произвести всеобщий, всемирный Суд: судити вселенней в правду, – чтобы воздать каждому по делам его; причем последние слова: судити людем истиною Своею, – могут означать напоминание о частном суде, до открытия всеобщего суда, и что этот суд, как суд Божий, Господь производит людям истиною Своею.

Объяснение священной книги псалмов.