Толкования на Пс. 96:2

Свт. Афанасий Великий

Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его

Облак и мрак окрест Его. Означает этим прикровенное снисшествие Господа к людям, когда явился в зраке раба. Правда и судьба исправление престола Его. То и было причиною отпущения грехов, что рассудил Он прю нашу, какая была у нас, очевидно, с лукавыми и сопротивными силами.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его

Т.е. царствующего. Разумеется Христос, тело которого назы­вается облаком по причине его тонкости и чистоты. С облаком соединяется мрак, – что Симмах перевел словом туман, потому что плоть, подобно туману, закрывала многим глаза и препятствовала познать божественное достоинство Единородного. Потому-то в другом месте тот же псалмопевец говорит: «и мрак сделал покровом Своим, вокруг Его – скиния Его» (Пс.17:12). «Правда и суд – основание престола Его». Таковы дела царства Божия: мы, как видно отсюда, осво­бодились от несправедливо поработивших нас, а эти последние осуждены. Впрочем, и сами мы совершим правду и суд, если по­желаем соцарствовать Богу.

Беседа на псалом 96.

Блж. Феодорит Кирский

Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его

Словами: «мрак» и «облак» Пророк показал невидимость Божественнаго естества. Как не возможно видеть того, что закрыто облаком и мраком, так совершенно не возможно узреть и естество невидимое. Впрочем Пророк напоминает, что Он есть на горе Синаи явивший пришествие Свое облаком и мраком, и научает, что хотя не возможно увидеть естество Божие, однакоже есть возможность усматривать в действиях силу Его; потому что Бог обучил людей правде, и делающих все без разсуждения наставил, как вести жизнь по суду правому. Сие-то и «исправили» престол и царство Его.

Евфимий Зигабен

Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его

Облак и мрак окрест Его

По словам Дидима облака и мрак есть восприятая Богом Словом плоть, как скрывающая в себе, по словам божественного Кирилла, Божество. И это место согласно с сим: и положил тьму вместо покрова для себя, вокруг Его жилище Его (Псал. 17,12).

По словам Феодорита, cиe слово облаком и мраком почтительно указывает на неудобозримость Божеского естества. Ибо как невозможно видеть покрываемого облаком и мраком; так вовсе невозможно видеть невидимое естество. Впрочем сим напоминает, что Он есть тот, который на горе Синайской в облаке и мраке показал свое явление; и учит, что хотя и нельзя лица Его видеть, но чрез действие возможно усмотреть Его силу. Прибавим из Дидима: Христово человеческое естество называется облаком, как не имеющее бремени греха; и на нем сидя Господь пришел в Египет, чтобы исполнить пророчество: се Господь сидит на облаке легком и придет в Египет, иносказательно, так называемую, вселенную для напоения сим облаком всего мира; а называется оно мраком по причине неудобовразумительности его.

Правда и судьба исправление (утверждение) престола Его

Правда, говорит, и суд суть утверждение царства Христова; ибо Христос совершил их, когда воцарился. Истинно праведен был суд сей, т. е. тот, по которому Христос победил мучителя диавола, чтоб освободить от него находившихся во власти его людей. Или и иначе говорит о том, что царство Христово научило правде, т. е. вообще добродетели и здравому суждению, или различению.

Слова Афанасия: Cия то, говорит, была причина пришествия Его—произведение праведного суда о нашем деле, которое мы имели с злыми и вражескими силами. Безъименного: Воцарился над нами Христос, чтоб оправдать верою находившихся во грехах; и Он употребил богоприличный и благолюбивый суд, ибо оправдал не от праведных дел, но по великой своей милости. Феодорита: Христос научил людей правде, и тех, которые все делали без различия, научил жить по здравому суждению. Сию-то пользу доставит Его престол и царство.

Лопухин А.П.

Ст. 2-7 Облак и мрак окрест его: правда и судба исправление престола его. Огнь пред ним предидет и попалит окрест враги его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Возвестиша небеса правду его, и видеша вси людие славу его. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся ему, вси ангели его

Описание необыкновенного величия Господа. «Облако и мрак окрест Его». Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; «правда и суд основание престола Его» - правосудие и определение - основание Его власти («престола»), т. е., в основании Его господствования лежит должное каждому мздовоздаяние, которое строго определено и не может быть отменяемо. - «Пред Ним идет огонь» - огонь обладает свойством все уничтожать, вместе с тем он является и символом очищения, т. е. Господь уничтожит всех своих врагов, но только тех, которые того заслуживают, уничтожит все нечистое, противное Ему. Одним из проявлений такой силы и суда Бога над противниками своими является молния и гроза, от которой содрогалась земля. Горы таяли от Него, вероятно, разумеются сильные потоки дождя с горы, сносившие с собою много каменьев. - «Все народы видят славу Его» - явление грозы, как выражение Божественного Правосудия («небеса возвещают правду Его») было известно всем людям. Эти явления наглядно показывали всемогущество Бога и Его достоинство; пред Ним ничтожны идолы, почему писатель и приглашает все народы признать и исповедывать только Единого Бога Иегову. К воздаянию поклонения Единому Богу писатель приглашает вместе с людьми и богов. Под богами разумеются цари и князья народов. У 70-ти приглашаются к поклонению Ангелы. Так как ангелы, как существа бесплотные, непрестанно и невидимо всегда служат Богу и покланяются Ему, то под поклонением, о котором говорит псалмопевец, нужно разуметь поклонение видимое, пред всем миром, а это будет только при Страшном Суде. Отсюда данное место псалма в понимании его писателя расширяет свой смысл, получая пророческий характер: могущество Бога над миром, проявляемое в грозах, заключает прообраз общего суда Бога над всем миром и всеми Его противниками.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 2–5 Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление престола Его. Огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли

Словами: облак и мрак, по толкованию блж. Феодорита, почтительно указывается на неудобозримость, невидимость Божеского естества. Как нельзя видеть того, что закрыто облаком и мраком, так нельзя видеть и Бога в существе Его [6, с. 462], и потому святый евангелист Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но те же самые облак и мрак напоминают Того, Который еще на горе Синайской показал Свое явление при даровании Закона (см. Втор. 5:22) народу еврейскому. Сей Господь Бог, Который воцарился, хотя и невидим, как окруженный облаком и мраком, но всегда присущие Ему действия власти и силы Его видимы: они суть правда и судьба исправление престола Его, или, как в переводе с еврейского: «благость и правосудие основание престола Его», и как это выражено в другом псалме (Пс. 88:15). Таким образом, здесь (в ст. 2), во-первых, говорится о невидимости существа Божия, как бы о закрытии Его для нас, под облаком и мраком, и, во-вторых – о вечной силе Его, Божестве, которые, по слову апостола, «чрез разсматривание творений видимы» (Рим. 1:20). И тут же намекается ясно на силу и власть Господа Иисуса Христа, Которые Он проявил в пришествии Своем на землю и в основании Церкви Своей, когда воцарился и совершил праведный суд Свой, по которому победил мучителя диавола, чтобы освободить от него находящихся во власти его людей. А затем, в следующих стихах (3–4), делаются ясные указания на знамения второго пришествия Христова, для всемирного Суда. Упомянув о правде и суде как лучших принадлежностях Царства (престола) Божия, пророк далее говорит, что когда настанет время всеобщего Суда, то огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Почти то же самое открыто было в видении пророку Даниилу, который говорит: «Река огненная текла пред Ним» (Дан. 7:10). «Божественною Своею силою попалит Он всякое лукавое и сопротивнос действование», – так говорит св. Афанасий Александрийский [3. с. 316]. По словам блж. Феодорита, «и Сам Владыка молнии уподобил пришествие Свое» [6, с. 463]. «Ибо, как молния, – изрек Он, – исходит от востока и видна бывает до запада, так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). А св. Афанасий говорит: «Св. апостолы и евангелисты Христовы суть молнии и подобно свету озарили поднебесную» [3, с. 316]. Они, как причастники света Христова, и сами возоблистали в мире и сделались для него светом, как и Сам Христос назвал их: «Вы свет мира» (Мф. 5:14). Сияние сего света не могла не видеть земля со всеми живущими на ней: виде и подвижеся земля, т.е. живущие на земле люди увидели апостолов-проповедников нового благотворного учения, и от радости подвигнулись, произошло между людьми движение от заблуждения к истине, и от тьмы идолобесия к свету истинной веры. Действия невидимой силы Божией выразились далее у псалмопевца (в ст. 5) под видимым образом гор воска и огня. По изъяснению тех же отцов (Феодорита и Афанасия), под горами разумеются здесь противные силы, которые, подобно тому, как воск от приближения к огню уничтожается, исчезают и тают (яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли). То же самое и так же выражено и в псалме 67, стих 3, где «враги Господни», т.е. демоны и служащие им люди, исчезают от «лица Божия, как воск от лица огня».

Объяснение священной книги псалмов.