Толкования на Пс. 98:7

Свт. Григорий Нисский

Ст. 7-9 В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

Присовокупляет же к слову и упоминание «о столпе облачном», в котором Бог глаголал «к ним», научая тем, как думаю, неверующих не удивляться поэтому Божией бесед с нами чрез человека. Ибо тогда в столпе облачном глаголавший Бог после того явился во плоти; почему, если скажет кто, что плоть недостойна того, чтоб чрез нее глаголал к нам Бог, то не возможет засвидетельствовать достоинства и в облачном столпе. Ибо что в нем такого, что можно было бы признать достойным величия Божия? Если же для иудеев достоверно, что Бог глаголал в столпе облачном, то да не будет не вероятным и то, что глаголал Он во плоти. Сверх того, и Исаия в вид облака представлял себе плоть; ибо говорит: «се Господь седит на облаце легце» (Ис. 19: 1); и последующих за Господом тот же опять Пророк именует облаками, говоря: «кий суть, иже яко облацы летят?» (Ис. 60:8). Сею подобоименностию облаков показывает Он сродство Господней плоти с остальным человечеством. Итак, сему-то Богу, некогда чрез облако, а после того чрез плоть, глаголавшему к людям, говорит далее Давид: «Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их» (Пс. 98:8). А чтобы иной, смотря на домостроительство, не поползнулся на какие-либо низкие и человеческие понятия о Божестве, Пророк в конце псалмопения, обратив речь к нам, присовокупляет сие изречение: «возносите Господа Бога нашего» (Пс. 98:9), «и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (Пс. 98:5).

Смысл же сказанного, как предполагаем, есть следующий: Божественные тайны открыты вам, люди, сколько слух человеческий принять может; путеводимые сим к благочестивому Боговедению, сколько вмещает ваш рассудок, столько возносит славу Божию, зная, что, сколько бы ни возвысилось ваше разумение, хотя бы преступили вы всякое высокое представление в понятиях о Боге, и тогда обретаемое и поклоняемое вами не самое еще величие Искомого, но только подножие ног Его. Сим-то сравнением с недоступным для постижения Пророк объясняет бессилие и низость нашего разумения.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

Они, говорит, усовершенствовались в добродетели, потому что соблюдали закон Божий и исполняли данные Богом повеления; когда же удостоились богозрения, видели Бога в столпе облачном, потому что не в состоянии были видеть Его существа. Христос же не так, — но в Самом Себе имеет Отца, и Сам пребывает в Отце, и не приобрел Своего достоинства путем постепенного усовершенствования. Смотри, в самом деле, как на вопрос Пилата: царь ли eси ты? Христос, уклоняясь от этого вопроса, говорит: ты глаголеши, яко царь есмь. Аз на сие родихся (Ин. 18:37), т. е. мое царство, как и рождение, безвременно.

Беседа на псалом 98.

Блж. Феодорит Кирский

В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

См. Толкование на Пс. 98:6

Евфимий Зигабен

В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

В столпе, облачне глаголаше к ним

Бог, говорит, беседовал с Моисеем и Аароном. И хотя Он беседовал с одним только Моисеем, но здесь образ выражения, так называемый, собирательный общий, потому что в одном лице совмещает и другое. Пример такового образа выражения представляет и Апостол Павел, который, исчислив всех, благоугодивших Богу верою, наконец говорит совокупно о всех, которые верою победили царства, творили правду, получили обещанное, заградили уста львов (Евр. 11:33). Но все сии великие дела не были совершены всеми вышеупомянутыми (лицами), но только по частям некоторыми из них. И так Давид хочет сим показать то, что Бог беседовал в столпе облачном с Моисеем и Аароном.

Дидима: Поелику слово Божие верно и истинно; то посему прилично называется столпом; почему и принявшая Его церковь есть столп и утверждение истины. Поелику же (закон) наполняет и произращает плоды, снисходя в сердца людей на подобие дождя; то потому он есть облачный столп. Быть может сим предсказывается и первое пришествие Спасителя к нам, в которое взойдя на легком облаке Он пришел в Египет—cиe земное место.

Яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им

Свидетельства, говорит, и повеления законные были Христовы: Он дал их Моисею и Аарону; и они как рабы Его, хранили их.

Кирилла: Итак, Бог оказывал им честь, как почитавшим Его, возлюбил, как искренних рабов своих и как хранителей Его повелений. Итак послушание было не без награды, напротив того доставило им высочайшую честь за покорность и послушание их. Дидима: Хранение всех свидетельств и повелений Божиих принадлежит совершенному мужу, имеющему все добродетели.

Еп. Ириней (Орда)

В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им

Конечно, эти мужи самым точным образом соблюдали также заповеди Божии, и чрез это делались достойными таких милостей. Это замечание, очевидно, псалмопевец сделал с целью показать народу, что и Его молитвы тогда только будут приятны Господу и только тогда действенны, когда они будут исполнять закон завета.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

См. Толкование на Пс. 98:6

Прот. Григорий Разумовский

В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

См. Толкование на Пс. 98:5