Толкования на Пс. 99:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом Давиду во исповедание

Содержание: Давид в этом псалме предлагает совет приступившим уже к вере — принести благодарение за то, что уже соделано. Ибо исповедание означает здесь благодарение, воздаваемое с хвалением.

Воскликните Богови вся земля

Повелевает искупленным воспеть победную песнь; а искупленные — весь человеческий род. Ибо землею называет живущих на земле.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Псалом Давиду во исповедание

А в псалмах, к которым прилагается слово: «исповедание», речением сим научаемся следующему: поелику, по обычаю Писания, слово: «исповедание» имеет двоякое значение и указывает то на исповедание грехов, то на благодарение; здесь в том и другом разумении оного руководимся им к жизни добродетельной; потому что исповедание грехов производит удаление и отчуждение от худых дел, а усердие в благодарности увеличивает милость Благодетеля к приемлющим благотворения с добрым чувством. Посему псалом предлагается «во исповедание»: в таком случае, когда беспокоит тебя какое либо воспоминание о грехе, советует тебе прибегнуть к очистительному средству – покаянию; а если жизнь твоя благоуспевает в лучшем, доброе твое произволение делает твердым за благодарность твою к Богу.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-2 Воскликните Богови вся земля: работайте Господеви в веселии, внидите пред ним в радости

Хотя этот псалом лишен надписания, тем не менее, это не дает права считать его не принадлежащим пророку Давиду. Может быть пророк не пел его в храме и не передал другим псалмо­певцам, почему и оставил его без имени. Под исповеданием здесь надо разуметь благодарение, потому что в этом последнем и заклю­чается цель данного пророчества. Вот почему Акила переводит: «в благодарение», Симмах: «в благословение», а пятое издание: «в похвалу».

В этом пророчестве замечается великая точность и по­следовательность, если кто исследует его внимательно. Восклицать пророк приглашает всю землю, как будто мы победили общего всем врага; затем, когда мы узнали, что виновник победы Бог, пророк повелевает нам работать Ему в веселии, подобно тому, как говорит и Павел: будем все радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить (1 Фес. 5:16–18), зная, кому и за что мы рабо­таем, от какого рабства освобождены и к какому призваны, сколь легкое иго получили взамен тяжкого. «Входите пред Ним с радостью», т.е. с радостью. Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего нестоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Су­диею; напротив, мы должны радоваться, когда подвергаемся ограбле­нию, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие, как об этом свидетельствуют слова Господа: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:11–12).

Беседа на псалом 99.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Воскликните Богови вся земля

Землей здесь назван человек. Это название дано человеку Самим Творцом его, Богом. Бог сказал Адаму: земля еси (Быт. 3:19). Хотя я одушевлен, но - земля: одушевлен я душой мертвой. Мертвая душа во время земной жизни погребена в земле, то есть, заключена в страстном теле, как в темнице, как в оковах, и порабощена ему; по разлучении с телом, она нисходить в недра земли. Для спасения - необходимо оживление.

Чтобы земле ожить, и воскликнуть Богови, нужно предварительное уничтожение в ней разобщения, произведенного в ней падением, нужно соединение ее с собой и в себе. Воскликнуть Богови может только вся земля: только все цельное, воссоединенное с самим собой и в себе существо человека, руководимое умом, нерасхищаемым и неколеблемым в молитве чуждыми помыслами, может устремиться всеми силами своими к Богу; только все кости могут обратиться с живым словом истинной молитвы к Богу; всеми костями названы в Писании все составные части человека, собранные и воссозданные Господом, соединенные во едино между собой, соединенные воедино с Господом (Пс. 34:10). Тогда поймет человек из внутреннего опыта, совершившегося в душе его, что он ожил духовно, что дотоле был в плену, в оковах, в смерти. Из этого блаженного опыта преподобный Ефрем сказал: «Умножилась на мне, Господи, благодать Твоя, утолила глад мой и жажду мою, просветила мой омраченный ум, собрала скитавшиеся помыслы мои, наполнила мое сердце. Теперь поклоняюсь, припадаю, молюсь и умоляю Тебя, исповедуя мою немощь: ради человеколюбия Твоего, ослабь во мне волны благодати Твоей и сохрани ее для меня, чтобы опять дать мне ее в страшный день (второго пришествия Твоего или в день смерти моей). Не прогневайся на меня, Человеколюбец! Не терплю быть без нее, и потому, отвергши всякое сомнение, обращаюсь к Тебе с молитвой. Превыше меры умножилась во мне благодать Твоя, и язык мой изнемог, не имея средства выразить ее; ум мой пришел в недоумение, не вынося множества волн ее. Образ и сияние благословенного Отца! Укроти во мне ныне волны ее, потому что она сжигает члены мои и сердце, укроти здесь, чтоб там опять дать ее. Спаси меня, Владыко, и соделай достойным царства Твоего. Не помяни беззаконий моих, ниже прогневайся на дерзновение молитвы моей. Даруй мне просимое мной, и вселись в меня, как в обитель (Ин. 14:23), с благословенным Отцом Твоим, в день явления Твоего (Ин. 14:21). Христе! Даруй мне молитву мою, потому что Ты один - податель жизни. Скрой беззакония мои от друзей моих! Прими эти слезы мои! Да предстанет перед Тобой плач мой!». Эта речь - речь упоенного духовно милостью Божией: она - воскликновение.

Аскетические опыты. Том II. Таинственное объяснение 99-го псалма.

Блж. Феодорит Кирский

Воскликните Богови вся земля

«Псалом Давиду, во исповедание», не надписан у Евреев. Пророк и здесь призывает всех человеков к песнопению, всех убеждая служить Спасителю Богу.

«Воскликните Богови вся земля». Все человеки вознесите победную песнь Богу; ибо землею Пророк называет живущих на земле.

Евфимий Зигабен

Ст. 1-2 Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии

Пойте, говорит, христиане, победную песнь, или состоящую в восклицании, Христу за соделанную Им победу над невидимыми врагами—демонами. Работайте Христу, освободившему вас от работы и плена демонского; притом работайте Христу с веселием, или с радостью, как избавившиеся чрез Него от владычества и удостоившиеся иметь, но словам Феодорита, такового Владыку.

Кирилла: Т. е. не будьте печальны и мрачны, или ленивы к добрым делам, напротив того усердны и веселы и полны радости об уготованной святым надежде. Ибо, по словам Афанасия, рабство у людей производит пагубный страх, а служение Господу чистый страх, от которого рождается в душе веселие. И, по словам Евсевия, служение Ему подобно служению свету, жизни, истина, правда и освящение; ибо всем сим называется Господь. Итак не почитайте служение Ему мрачным, ни печальным и болезненным, напротив того оно исполнено радости и веселия. Феодорита: Царство Бога и Спасителя нашего не имеет, говорит, сходства с горьким владычеством диавола, но оно есть кроткое и человеколюбивое владычество Его. Итак с радостью приступайте к сему служению; а если, говорит Евceвий, кто не служит Ему с веселием, тот да не дерзает представляться пред лице Его, входя в церковь Его с неумытыми ногами.

Внидите пред ним в радости

См. Толкование на Пс. 99:3

Еп. Ириней (Орда)

Воскликните Богови вся земля

Псалмопевец призывает Израиля к торжественной благодарности Богу, Который в Своей неисчерпаемой милости избрал Израиля из среды народов и не перестает благодатно руководить им. Такой Бог заслуживает, чтобы прославлять Его в жилище Его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет надписания имени автора. По близкой связи его содержания с предшествующими псалмами, начиная с 92, его нужно считать написанным одновременно с последними, т. е. во время царя Иосии.

Воскликните Богови вся земля

Воспевайте Господа и служите пред Ним

Прот. Григорий Разумовский

Псалом Давиду во исповедание

Такое же надписание он имеет и в Вульгате. В нашей русской Псалтири он надписывается так: «Псалом (Давидов) хвалебный». А так как в еврейское Библии он не имеет, подобно многим другим псалмам, никакого надписания, то и нужно заключить, что вышесказанное надписание сего псалма в нашей Псалтири получило свое начало или от LXX толковников, или от других, позднейших, переводчиков и толкователей псалмов, которые это надписание сделали вполне согласно с содержанием псалма, призывающего всю землю или, точнее, весь народ, к исповеданию Бога, или благодарственному прославлению Его милости и истины, в веселии и радости. Псалом сей принадлежит к той же группе псалмов, которую составляют и предыдущие восемь псалмов, и во многих своих выражениях он имеет сходство с ними.

Ст. 1–2 Воскликните Богови, вся земля: работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости

Восклицать значит «хвалить громким и радостным голосом». Воскликните Богови, вся земля, т.е. все вы, которые почитаете истинного Бога и которые находитесь по всей вселенной, хвалите Бога. Всех призывает пророк к восклицанию и прославлению Бога, и добрых, и злых, потому что и те, и другие находятся во вселенной, все смешаны, как плевелы с пшеницей и как лилии с шипами. И как по всей земле злые поносят и изрыгают хулы на Бога, если что последует не по их желанию, так равно и добрые по всей земле хвалят и благословляют Господа за все, что с ними случается, потому что, по свидетельству св. апостола Павла, «все содействует во благое любящим Бога, которые призваны святыни, по изволению Божию» (Рим. 8:28).

Работайте Господеви в веселии, т.е. работайте, повинуясь Богу не по принуждению, а добровольно, не с огорчением, как рабы и продажная собственность, но с радостию, как свободные. Важнейшая же причина того, почему Богу нужно работать в веселии, есть та, что самая главная заповедь Божия состоит в любви, и нет ничего приятнее и сладостнее любви; а потому и выходит, что работа, или служение, Богу полезна нам, а не Богу, и сопровождается радостию, и понятно, что работающие Богу ходят пред Ним в радости. Работа, или служение, Богу водворяет, таким образом, в душу работающего благодать и милость Божию, и в этой душе пребывает тогда «Царствие Божие», которое, по слову того же апостола Павла, «есть праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Объяснение священной книги псалмов.