Толкования на Пс. 100:4

Свт. Афанасий Великий

не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах

Не прильпе мне сердце строптиво. Внушения диавола, как не имеющие в себе прямизны, кривы и развращенны, и я никогда не допускал их в сердце.

Уклоняющегося от мене лукавого не познах. До того, говорит, не обращал я никакого внимания на лукавых, что не знал ни о присутствии, ни об отсутствии их; а потому, неизвестно мне было, когда уходили от меня; а если и при мне были, не знал, тут ли они. Доказательством же, что мысль прилеплена к Богу, служит — нимало не заботиться о земном по внимательности к горнему.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах

Опять и здесь, возлюбленный, обрати внимание на смысл этих выражений. «Не было близко мне сердце строптивое». У меня ничего лукавого или коварного, но ни среди неисчислимых скорбей, ни среди злых бедствий, ни среди вражеских нападений, «не было близко мне сердце строптивое», ни лукавый помысл, ни чуждое пожелание. Ни тогда, когда я терплю притеснения, ни тогда, когда нахожусь в крайних бедствиях, ни даже тогда, когда я вижу грешников благоденствующими, нечестивых наслаждающимися бо­гатством и всех беззаконных на верху счастья, даже тогда я не смущаюсь в сердце своем дурными помыслами и не начинаю говорить: «Почему беззаконные живут…. Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них» (Иов.21:7–9). «Волы их тучны» (Пс.143:13). Мне никогда не приходило таких мыслей, но хотя бы они благоденствовали, а я бедствовал, я знаю, что «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Римл.5:3–5). «Не было близко мне сердце строптивое». Держась таких правых мыслей прямого пути, я, когда лукавый приходил к моему сердцу, не только не мог до­пустить его к себе, так как у меня не было места для него, но даже и не заметил, когда он приходил и когда я не принял его, – так что я даже и не знал, когда я отклонил его. Лукавство его, как мимоходящая тень, скользнула по мне, не причинив мне никакого вреда.

Беседа на псалом 100.

Блж. Феодорит Кирский

не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах

не прильпе мне сердце строптиво

Близки ко мне были чтущие правдивость, а предпочетших противное и не желающих иметь правый помысл держал я вдали от собраний моих.

уклоняющагося от мене лукаваго не познах

Если же кто из приближенных ко мне, водясь лукавством, желал отдалиться от меня, такого отлучения не почитал я и отлучением. Столь крайняго презрения казался мне достойным предающийся пороку.

Евфимий Зигабен

не прильпе мне сердце строптиво (развращенное), уклоняющагося от мене лукаваго не познах

Не соединялось, говорит, со мною развращенное и искривленное сердце, т. е. другими словами, не прямой человек, потому что кривое к прямому, по словам Исихия, не приходится. И когда злой человек отходил от меня, я не хотел и знать его; ибо не должно иметь содружества с злым. Но если злой придет к нам, мы должны стараться исправить его; а если отойдет, должны презирать и ставить ни во что отлучение его, по словам Евсевия и Феодорита. Сии же слова относятся и к диаволу так: не давая ему места или входа, чтобы мог посеять во мне злые помыслы свои, я посему не знал и того, когда он отходил от меня, иначе сказать, я не чувствовал ни того, когда он приходил, ни того, когда отходил.

Слова Василия: Кто постоянно соблюдает правоту, тот может сказать: He прилеплялось ко мне сердце лукавое, изображая сим то, что мышление, потерявшее правоту, нам не свойственно, но приходит отвне, когда мы, присвоив его ceбе, отвергнем правоту. Афанасия: Так называет советы диавола, как не имеющие ничего правого. Дидима: У Екклесиаста написано: Бог сотворил человека правым (7, 30). Итак если он прав был по усвоению ему добродетели сначала, то всякое зло и нравственная кривизна далеки от него. Иcиxий: Как кривой жезл не может прилепиться к прямому, так с живущими в незлобии не совокупляются имеющие кривое сердце. Кирилла: глагол: не познавал, изъясняет так: Я и не притворялся знающим, ибо считал их нестоящими того, чтобы быть другом их; по гордости? Вовсе, говорит, не так, но потому что знал как обращение с злыми повреждает добрые нравы. Ибо плод украшенного святостью разума есть отречение от злых, а осуждение брата есть доказательство крайнего злонравия.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях

«Сердце развращенное будет удалено от меня» – гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных.

Прот. Григорий Разумовский

не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах

См. Толкование на Пс. 100:3