Толкования на Пс. 101:4

Свт. Афанасий Великий

Ст. 4, 7 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости мои яко сушило сосхошася

Хотя изъяснение этого сделано выше, но повторено будет и здесь. Вся сила их, чем поддерживалось подзаконное служение, разслабла и погибла. Силу же эту составляли первосвященство, храм, принесение в жертву животных, народная независимость.

Бых яко нощный вран на нырищи

Говорит это по причине тьмы, объявшей народ; ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного врана не иное, как издавать глас ночью, от чего получил он себе и имя. Поэтому-то Псалмопевец, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася

Здесь по свойственному ему обычаю он представляет будущие несчастья, как уже наступившие, и говорит, что время жизни его подобно дыму прошло без пользы и тело его иссохло как бы опаленное действием огня. Так и истолковал Акила: и кости мои сделались хрупкими как обожженные.

Беседа на псалом 101.


He замечал ли ты, что и из телесных очей, если они постоянно бывают в дыму, всегда текут слезы, а на свежем воздухе, на лугу, при источниках и в садах они становятся и здоровее и острее. То же бывает и с оком душевным. Если оно питается на лугу духовных учений, то бывает чистым, ясным и проницательным, а если погружается в дым житейских попечений, то непрестанно будет точить и проливать слезы и в этой, и в будущей жизни. Подлинно, дыму подобны дела человеческие. Потому-то некто и сказал: «Исчезли, как дым, дни мои». Но пророк хотел этими словами выразить только мысль о краткости и непостоянстве жизни человеческой, а я сказал бы, что их должно разуметь не в этом только смысле, но и как указание на мятежность жизни. Действительно, ничто так не угнетает и не возмущает душевного ока, как толпа житейских забот и рой пожеланий; это – дрова упомянутого дыма. Подобно тому, как обыкновенный огонь, охватывая вещество влажное и промокшее, разводит густой дым, так точно и сильная пламенная страсть, завладевая вялой и слабой душою, производит большой дым. Вот почему и необходима роса Духа и легкое Его веяние, чтобы угасить этот огонь, развеять этот дым, и окрылить наш разум. Невозможно, невозможно никак, обремененному таким злом воспарить к небу. Нет; нам надобно быть хорошо препоясанными, чтобы совершить этот путь, а вернее сказать – и при этом невозможно, если не возьмем крыльев Духа. Итак, если нам нужен и легкий ум и благодать Духа, чтобы взойти на эту высоту, а у нас ничего этого нет, если, напротив, мы влачим с собою только противное и сатанинскую тяжесть, то как мы можем воспарить, когда такая тяжесть влечет нас долу?

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 2-я

Блж. Феодорит Кирский

Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася

Отсюда Пророк, ему особенно свойственным образом, начинает описывать будущия бедствия, как прошедшия, и говорит, что время жизни его изчезло, подобно дыму, и тело от печали соделалось сухим, как головня, как бы обожженное приражением к нему какого огня. Ибо так перевел и Акила: и кости мои, как пережженная земля, разсыпались.

Евфимий Зигабен

Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася

Яко исчезоша, яко дым, дни мои

Услышь, говорит, Господи, скоро, ибо исчезает и изнемогает душа моя. И в другом месте также говорит: скоро услышь меня, Господи, исчез дух мой (Пс. 142,7). Исчезли, говорит, как дым, дни мои, т. е. прошли и погибли, как дым, лета жизни моей.

И кости моя, яко сушило (хворост) сосхошася

Симмах вместо хвороста употребил головню и изгарь. И самые, говорит, кости мои иссохли, как обгоревшая головня, будучи воспламенены огнем искушений. В высшем значении под костями разумеются помышления, утверждающие и поддерживающие душу, как кости поддерживают тело. Сии-то помыслы, быв воспламенены искушениями и огнем душевных страданий, сделались, говорит, слабыми и бессильными.

Слова Феодорита: О будущих бедствияx говорит как о прошедших: подобно, говорит, дыму прошло время жизни и от печали тело сделалось сухою головнею, как бы обожженное неким подложенным огнем. Так и Акила перевел: И кости мои стали сухи, как изгарь. Слова Исихия: Что такое: сушило— φρυγιον, это показал Симмах,переведши его головнею. Посему как горящее дерево, если не будет погашено кем-либо, скоро легко рассыпается; так и душа, сжигаемая житейскими страстями, если не приобретает погашающего, по своему человеколюбию, горения ее Бога, легко погибает. Потому-то и молится о скором услышании. Афанасий под костями разумеет всю силу законного иудейского богослужения, каковы: священноначалие, храм, жертвы и собственные народные законы.

Толковая Псалтирь.

Еп. Ириней (Орда)

Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася

Псалмопевец молит Бога услышать его в настоящей нужде; бедствия совершенно изнурили и измучили его. Ст. 4-6 и 12 нужно толковать не буквально, в значении смертельной болезни телесной, но как образ глубочайшего физического изнурения под гнетом плена; если судить по ст. 14 и д., то избавление от плена и благоденствие Сиона было бы и выздоровлением псалмиста. Исчезоша яко дым дние, т.е. жизнь моя так быстро спешит к смерти, как улетучивается дым, исчезая бесследно; опасность для пленного народа скоро и навсегда бесследно исчезнуть в массе язычников. Кости – седалище силы; сушило – сухие дрова – сухое, и потому легко воспламеняемое, дерево.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася

Господи, услышь меня в день моей скорби и тяжелых бедствий (2-3), которые иссушили меня. Я одинок, как пеликан, и враги мои - мною клянут. Пища моя растворяется слезами

С этого стиха и кончая 6 - общее описание тяжести положения, переживаемого автором. «Дни исчезли, как дым» - жизнь прошла в бесплодных стенаниях и ожиданиях Божественной милости, как дым бесследно исчезает в воздухе, «кости мои обожжены, как головня». Бедствия писателя и всего народа настолько тяжелы и изнурительны, что его мускулы, кожа прилипли к костям и он напоминает головню, высохшую и обожженную огнем.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–6 Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей

В этих стихах, как и в последующих (до ст. 13), пророк представляет различные образы глубочайшей бедности и несчастия человека, тело которого от сильной скорби душевной удручено истощанием и сухостию, и тяжелые дни жизни которого протекли, незаметно прошли, как исчезающий дым. И опять в лице сего несчастного человека представлен народ Божий, весьма тяжко угнетенный в плену мучителями и врагами его. Народ сей бедствует и свои бедствия представляет в молитве к Богу в виде различных страданий, телесных и духовных. Кратковременная жизнь моя, так выражает свою молитву народ, прошла наподобие дыма, который, как бы густ и велик ни был, скоро рассеивается и исчезает в воздухе. Самые кости мои, эти крепкие подпоры тела, в короткое время иссохли и потому ослабели и грозят совершенным разрушением, как обгоревшая головня (яко сушило сосхошася), являются неспособными к жизни. Жизнь моя подсечена, как трава, или скошенное сено, которое при отсутствии влаги быстро увядает, и сердце мое, ниоткуда не получая никакого утешения, иссохло так, что не чувствует никакого требования или позыва на пищу (яко забых снести хлеб мой). В голосе моем слышатся одни только воздыхания, от которых кости мои прилипли к плоти моей, так как вздохи и стоны сердечные при отсутствии достаточного питания тела производят утончение и совершенное истощание последнего, что и выражено словами: прильпе кость моя плоти моей.

Объяснение священной книги псалмов.