Толкования на Пс. 101:16

Свт. Афанасий Великий

И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы твоея

И убоятся языцы имене Господня. Сказав о благоволении к камению ветхозаветного народа, кстати присовокупляет о призвании язычников. И вси царие земстии славы Твоея. Сказано: царие — вместо: царства. Ибо нет ни царства, ни народа, не поклоняющегося славе Господней.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы твоея

Причиной этого будет проповедь, прошедшая из Сиона по всей вселенной. Хорошо он сказал: «убоятся», потому что тогда этого страха народы не имели, почему апостолам Господь и сказал: «идите, научите все народы» (Мф.28:19). Но убоятся и «все цари земли», притом не ка­кие-нибудь, но «все». И праведники называются опорой царей, потому что они сами себя поставляют царями, или лучше сказать – поста­влены царями над тем, что от Бога, для того, чтобы царствовать над страстями и сохранить (дарованный человеку) царственный образ.

Беседа на псалом 101.

Блж. Феодорит Кирский

И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея

Ибо, смотря на возвращение наше и на построение города, видевшие прежния наши бедствия, цари и князи, начальники и подначальные, удивятся Твоей силе, и убоявшись уверуют, что Ты единый Бог. Сие же в собственном смысле и в самой дествительности совершилось по вочеловечении Бога и Спасителя нашего. Ибо по воззвании Иудеев удивились, правда, совершившемуся окрестные народы, но весьма далеки были от того, чтобы уверовать в Бога всяческих, и в тоже время предприняли войну против Иудеев. А здесь пророческое слово предвозвещает перемену во всех народах и в царях; и сие частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится. Ибо божественный Апостол говорит: «не у видим Ему всяческая покорена» (Евр.2:8); однако же учит, что Ему «всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Флп.2:10).

Евфимий Зигабен

И убоятся языцы имене Господня и вcи царие земстии славы Твоея

Народы, говорит, убоятся имени Христа, как по причине знамений и чудес совершаемых Им, так и по причине производимых именем Его другими; и все цари Миpa убоятся славы Твоей. Где и под народами разумеются уверовавшие во Христа из язычников, и под царями также уверовавшие в Него.

Сии слова содержат предсказание о изменении всех народов и царей, по которому, как мы видим, одно сбылось уже, а другое, как надеемся, сбудется еще. Ибо мы еще не видим, чтобы все было показано Ему; но без сомнения, всякое колено преклонится пред Ним. Или сказал: цари, вместо, царства; ибо нет ни народа, ни царства, которое не покланялось бы славе Христовой всецело или отчасти. Исихия: Хорошо сказал: убоятся. Ибо тогда народы не имели к Нему страха: но тогда, когда Он дал повеление Апостолам: научите все народы. Притом и цари земные не некоторые, но все. Посему можешь сказать, что под царями разумеются и праведники; так как они сами поставили себя, или лучше поставлены от Бога царями, по причине господства над удовольствиями и хранения царского образа. Аполлинария: И это истинно; ибо хотя цари земные и не приняли первого пришествия Господа, но будет время, когда во второе и славное Его пришествие увидят славу Его.

Еп. Ириней (Орда)

И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея

Если Бог снова смилуется над Сионом, тогда язычники будут бояться Его, видя, что Он снова восстановил Сион, явился спасителем в своем величии и славе, сжалился над глубоко униженным народом.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы твоея

Народ, прежде служивший предметом клятвы, как отверженный Богом, с возвращением из плена и помилованием, дарованным ему Господом, снова возвысится в глазах всех племен Востока. Исполнение над ним предсказанного Богом покажет величие Его имени и вызовет у народов страх пред Ним, как существом всемогущим.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 16–18 И убоятся язы́цы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея: яко созиждет Господь Сиона и явится во славе Своей. Призре на молитву смиренных и не уничижи моления их

Здесь указываются благотворные последствия, имеющие произойти по возобновлении Сиона и по устроении Царства Божия на земле, или новозаветной Церкви. Пророку открыто, что пленные иудеи получили вожделенную свободу и возвратились в свое отечество, здесь они поспешно начали возобновлять Иерусалим и стали строить новый храм. И вот, по этой причине пророк делает такое предсказание: «Народы будут благоговеть пред именем Господним и все цари земли пред Его славою; ибо Господь созиждет Сион и явится во славе Своей» (по пер. с евр.). Хотя Бог единственно по милосердию и человеколюбию Своему освободил иудеев из плена, но пророк дает понять здесь, что не оставлена без внимания и «молитва нищаго» (см. ст. 1). Господь призре на молитву смиренных и не уничижи моления их (в пер. с евр. выражено это в будущем времени – «призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их»). «Здесь пророческое слово, – говорит блж. Феодорит, – предвозвещает перемену во всех народах и царях, и это частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится» (6, с. 480]. Св. Афанасий Александрийский также видит здесь призвание и обращение язычников (3, с. 325].

Объяснение священной книги псалмов.