Толкования на Пс. 101:25

Свт. Афанасий Великий

не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета твоя

Преполовением дней своих, или жизни своей, именует время, пока пребывает в одном видении пришествия. Поэтому молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его. В роде родов лета Твоя. Пророческой лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорит: почию я как смертный; Ты же един, Владыко, пребудешь и в оные роды; потому что Ты, как Бог, Тот самый, Кем и небеса сотворены в начале.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета твоя

См. Толкование на Пс. 101:23

Прп. Антоний Великий

не возведи мене во преполовение дний моих

И пророк Давид знал, что душа здесь на земле имеет различные степени совершенства. Будучи уже в преклонных летах, он еще не хотел разрешиться от тела, потому что еще не достиг духовного совершеннолетия. Не возведи мене, так молился он Господу, в преполовение дней моих.

Он опасался, чтобы Господь не взял его к Себе, не потому, чтобы дни земной его жизни были еще немногочисленны, но потому, что дни духовной жизни еще не исполнились. Словами в преполовение дней моих он показывает опасение свое, чтобы душа его не была взята у него прежде исполнения духовных дней ее и чтобы смерть не постигла его, когда он еще не достиг совершенства. Об Аврааме сказано, что он состарился и был исполнен духовных дней (см.: Быт. 25, 8). Подобным образом и все новозаветные святые умерщвляли и порабощали тело свое и, достигши старости, достигли вместе и совершенства в благочестии.

Письма к монахам.

Блж. Феодорит Кирский

не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета твоя

См. Толкование на Пс. 101:23

Евфимий Зигабен

не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета твоя

Не возведи мене во преполовение дней моих

Возведением Давид называет здесь разлучение души с телом, которая ведется чрез воздух. Половина дней есть несовершенство, т. е. бесплодность дней жизни, данных человеку от Бога для делания и принесения плодов добродетели; ибо дни жизни даются для того, чтобы люди приносили плоды и не умирали бесплодными, или без всякой добродетели. Итак, нищий и малодушествующий молится о том, чтобы не умереть бесплодным, но жить еще и приносить плоды добродетели. Или нищий говорит сие, имея в виду сказанное в 54-м псалме: Мужи кровей и лести не доживут до половины дней своих, где и смотри изъяснение.

Слова великого Василия: Смерть посылается по исполнении пределов жизни, которые для каждого назначил праведный суд Божий, благовременно предусматривая пользу для каждого из нас. Исихия: Возведением называет преставление от сей жизни; ибо это есть восход души. Итак, он молится о том, чтобы не была представлена добродетель несовершенною, называя всецелою жизнью жизнь совершившуюся в добродетели, а половиною ее—не совершенную и не полную. Дидима: Возводится в половине дней тот, кто не совершенно и не так как должно приносит здесь плоды добродетели; а это измеряется не временным продолжением; потому что я тогда отхожу, подобно Аврааму в полноте дней, когда скончаюсь при познании истины и добродетелей.— Афанасия: Половина дней жизни его значит то, что он в то время не достигнул еще созерцания явления Христова. Итак, он молился, чтобы все время его исполнилось, и если возможно еще далее продлилась жизнь его, чтобы таким образом мог удостоиться видеть самое событие вещей; ибо тогда только могла жизнь его достигнуть совершенной полноты.

В роде родов лета Твоя

По еврейскому употреблению, род родов значит всегда. Здесь божествен. Давид с сею молитвою соединяет учение: Ты, говорит, Господи безначален и вечен, и выше веков по Божеству.

Феодорита: Ты, говорит, имеешь беспредельное бытие; и Тебе легко и других сделать долговечными. Евсевия: Сказав и прежде пророческий лик: не возведи меня в половине дней моих и, помолившись о продолжении жизни до исполнения пророчеств, теперь усматривает невозможность сего, по причине бессилия и кратковременности смертной природы. Я, как смертный, усну, но Твои, Господи, лета в род и род, т. е. всегда; и Ты придешь и в оный род и в народ созидаемый, как Бог, создавший в начале людей и основавший землю.

Еп. Ириней (Орда)

не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета Твоя

Чтобы этого не случилось, он молится в ст. 25; Бог вечен (лета твоя в роды родов), да подаст же Он и Своему народу некоторое участие в Его вечности; Он всемогущ, Творец неба и земли, поэтому и может сохранить Свой народ.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

не возведи мене во преполовение дний моих: в роде родов лета Твоя

См. Толкование на Пс. 101:24