Толкования на Пс. 101:29

Свт. Афанасий Великий

Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится

Сынове раб Твоих вселятся. Когда небеса свиются и тварь обновится, тогда в вечных селениях будут сынове раб Твоих. А это суть увеpoвавшие чрез святых Апостолов Его. И семя их во век исправится. Семя святых Апостолов — евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится

Вместо «исправится», Симмах поставил – «пребудет». Это означает, что, освободившись от рабства, они по­селятся в Иерусалиме и их семя пребудет во век. «Сыны рабов Твоих» – нужно понимать не исключительно в плотском смысле, но и в смысле воспитания и усвоения истинного порядка жизни, по­тому что в этом именно смысле называются некоторые сынами про­роков, т.е. как будто произошли от пророков по своей пророческой способности. Семенем (потомством) же их оказались те, которые получили от них пользу. Об этом же семени божественный апостол гово­рит: «до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (Гал.3:19), и: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (ст. 16). Это семя во век пребудет. Соединенное с Словом Божиим оно, имеет нескончаемое бытие и дарует жизнь верующим, по слову Самого Господа: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин.6:54), в Самом Христе Господе нашем, Ко­торому слава во веки веков. Аминь.

Беседа на псалом 101.

Блж. Феодорит Кирский

Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится

Симмах же перевел: пребудет. Сие значит, что освобожденные от рабства будут обитать в Иерусалиме, а семя их пребудет во век. О сем-то семени божественный Апостол сказал: «дондеже приидет Семя, Ему же обетовася» (Гал.3:19); и: «Аврааму речени быша обеты, и семени его: не глаголет же, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос» (Гал.3:16). Семя сие пребудет во век; потому, что, соединившись с Богом-Словом, имеет негибнущее бытие, и дарует жизнь верующим, по слову самого Господа: «ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, жив будет во веки» (Ин.6:56, 58).

Евфимий Зигабен

Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится

Сынове раб Твоих вселятся

Рабами Давид называет Апостолов, о которых сказал выше, что рабы твои благоволят к камням его. Сыны Апостолов суть все христиане, рожденные от Апостолов чрез Евангелие, т. е. сыны, по наставлению и по подобию в истинах веры и в жизни, как говорит Дидим. Сии-то, говорит, христиане поселятся на Сионе, т. е. в церкви, помилованной Тобою, Господи!

И семя их во век исправится

Семя, говорит, Апостолов, или сынов Апостольских, т. е. христиан; так как семя здесь не разумеется плотское, но преемствующее и наследствующее благочестие и добродетель. Сие то, говорит, семя управится благоуспешно: потому что врата ада не преодолеют христианской церкви, как сказал Господь.

Евсевий, кажется, думает, что сыны рабов Христа будут обитать на небесах, когда обновятся и изменятся в лучшее, и семя их управится во век. Афанасий под семенем апостолов разумеет евангельскую проповедь, которая пребывает во век. Феодорита: Под семенем разумеет Христа, поскольку Он есть семя прародителей, о котором сказал Павел: не сказано: и потомкам, как бы многим, но как одному: и семени твоему, которое есть Христос (Гал.3,16); и сие семя пребывает во век. Ибо быв соединено с Богом—Словом имеет бытие бессмертное.

Еп. Ириней (Орда)

Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится

Конечно, Он исполнит это, мы будем освобождены, и наше потомство будет всегда населять св. землю.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится

Будущая, послепленная жизнь рисуется писателю в чертах осуществления того идеального назначения, к которому призывался пророками еврейский народ. - «Семя их (рабов Твоих) утвердится пред лицем Твоим» - будет твердо веровать в Тебя, неуклонно исполнять Твои заповеди, а потому и постоянно пользоваться Твоим благоволением. История жизни еврейского народа показывает, что он уклонился от своего идеального назначения, и слава, ожидаемая для него писателем псалма, перешла к новому Израилю, - христианам.

Прот. Григорий Разумовский

Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится

О рабах Божиих говорится только в 15-м стихе сего псалма, и под ними разумеются находившиеся в плену иудеи. В настоящем, и последнем, стихе пророк говорит о сынах, или потомках, тех рабов, т.е. бывших в вавилонском плену иудеев. А так как во всем псалме возносится моление к Богу о восстановлении Сиона и Иерусалима, т.е. об устроении Церкви Христовой, то под именем сынов, которые будут населять (землю), нужно разуметь тех верующих во имя Его, Христа Бога нашего, которым «Он дал власть быть чадами Божиими», которые духовно «от Бога родились и все приняли благодать на благодать» (Ин. 1:12–13, 16). «И семя их утвердится пред Тобою» (по пер. с евр.). Под этим семенем св. отцы разумеют людей, уверовавших через проповедь св. апостолов. «Семя св. апостолов, – говорит св. Афанасий Александрийский, – евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век» [3, с. 327] как Божественная истина, возвещенная и утвержденная Самим Христом.

Объяснение священной книги псалмов.