Толкования на Пс. 102:14

Свт. Афанасий Великий

Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы

Яко Той позна создание наше. Ибо ущедрил как собственное Свое создание и дело рук Своих.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы

Знает Создатель немощь нашей при­роды; знает и из чего мы созданы, и во что обращаемся. Как обыкновенно бывает при просьбах, выставляют на вид то, что есть в нас худшего. Конечно, не всецело мы прах, есть в нас и образ Божий и подобие. Но прах означает здесь нашу немощь, вызывающую на сожаление.

Беседа на псалом 102.

Блж. Феодорит Кирский

Яко Той позна создание наше, помяну яко персть есмы

Создатель знал немощь нашего естества, знал, из чего мы созданы, и опять куда пойдем.

Евфимий Зигабен

Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы

Здесь Давид показывает причину, по которой Бог, как человеколюбивый Отец, сострадателен к боящимся Его: потому, говорит, Бог терпит и оказывает человеколюбие, что знает немощь здания или устройства человеческого, что изъясняет (Давид) И другим, яснейшим выражением: помнит Бог, что мы созданы из праха, т. е. из слабейшей земной пыли, иначе сказать, что мы созданы слабыми, почему и сожалеет о нас, где глаголы: позна и помяну означают одно и то же—знание Его. И это относится к свойству еврейского языка, что употребляет сии глаголы в таком значении.

Слова Кирилла: Как свое творение и как дело рук своих, Бог ущедрил человека; ущедрил как знающий, что невозможно столь слабым людям и ведущим жизнь в плоти и крови вовсе не падать в некоторые неприличные дела, почему Судия не строго взыскивает, но снисходит к прошению по врожденной своей благости. Феодорита: Знал Творец немощь нашей природы, знал, из чего мы созданы, и во что опять обратимся. Исихия: По справедливости, говорит, Он милостив к нам, ибо знал немощь творения своего, каковы мы, во 1-х как Сам же создал нас, потом как воплотился и сделался подобным нам человеком; почему и Павел сказал: ибо как Он сам претерпел искушения, то может помогать и искушенным (Евр. 2,18).

Еп. Ириней (Орда)

Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы

Да и как мог бы Бог не прощать нас и не оказывать нам помощи, когда Он знает слабость и беспомощность нашу. Здесь, кажется, изображается не столько нравственное развращение, сколько физическая слабость; если бы Бог не брал ее во внимание, Он всегда наказывал бы со всею строгостью, не прощал бы; при всей милости Божией мы живем короткое время, подобно быстро вянущему полевому цветку; что же было бы, если бы Бог открыл весь Свой гнев? – Персть, из которой мы созданы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 14-19 Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его, и правда его на сынех сынов, хранящих завет его и помнящих заповеди его творити я. Господь на небеси уготова престол свой, и Царство его всеми обладает

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет ветер») - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.

Прот. Григорий Разумовский

Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его

См. Толкование на Пс. 102:13