Толкования на Пс. 102:22

Свт. Иоанн Златоуст

Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа

Этими словами убеж­дает душу не уклоняться от восхваления Творца под предлогом слабости сравнительно с небесными силами, потому что не им только, но всем вообще творениям Божиим заповедано благословлять Господа, каждому по своей силе. Для этого пригодно всякое место, не только небесное. (Не место) дает цену благословению, а добрые дела. И вся­кое неодушевленное и бессловесное существо, хотя бы оно казалось вредным, по неизреченной мудрости полезно в общей (гармонии создания) и участвует в славословии Бога, так как каждое благо­словляет Бога по достоинству места, какое занимает (в мире). Де­лай это, говорит пророк, и ты, душа, в каком бы месте ты ни оказалась – на земле ли, или в лучшем мире. И там вместе с ликами ангелов благословляй Его за небесные и совершенные блага. К иудеям это не относится. Они, принуждаемые пленив­шими их воспеть от песней Сионских, говорили, опираясь на за­кон: «как запоем песнь Господню на земле чужой?» (Пс.136:4) А нас божественный апостол научает на всяком месте воздевать с молитвой преподобные руки (1Тим.2:8). Это Владыка Христос сказал самарянке: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:21, 23–24). «Благослови, душа моя, Господа» – конец созвучен с началом. Призвав к участию в прославлении Бога умные существа, пророк научает и нас, как только можем, воздавать честь Творцу, и соразмерно со своими силами приносить Ему благодарственную песнь.

Беседа на псалом 102.

Блж. Феодорит Кирский

Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа

«Благословите Господа вся дела Его на всяком месте владычества Его». Сие не приложимо к Иудеям; потому что, когда пленившие их повелевали воспеть «от песней сионских», поступая законно, сказали они: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс.136:4)? А нам божественный Апостол предписывает «молитвы творя на всяком месте, воздевать преподобныя руки» (1Тим.2:8). Сие и Владыка Христос сказал Самарянке: аминь, аминь глаголю тебе, «жено, яко грядет час, и ныне есть, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонятся Отцу». Ибо «Дух есть Бог: и иже кланяются Ему, духом, и истиною достоит кланятися» (Ин.4:21, 24).

«Благослови душе моя Господа». Конец согласен с началом. Ибо Пророк, к общению в песнословии призвав умныя сущности, и нас научает; сколько сие возможно, чествовать Творца, и соразмерно силам, возносить Ему благодарственную песнь.

Евфимий Зигабен

Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа

Благословите Господа вся дела Его

Как и каким образом бессловесные и бездушные дела или творения благословляют и прославляют Бога? На сие ответствует, что они прославляют Его, употребляя вместо гласа вид, красоту, величественность, местоположение и цвет свой, а равно и все прочие природные и чудные свойства свои, которые показывают и выражают творческую премудрость и силу Божию. Видя все сие, словесные—люди и ангелы возбуждаются к славословию и хвалению сотворившего сие Бога. В другом отношении у пророков есть обыкновение принимать к себе, по образу олицетворения, для прославления Бога и бездушную и бессловесную природу, с одной стороны для того, чтобы сим показать, что и все словесное естество не достаточно к хвалению Творца, с другой, чтобы подвинуть ими более к славословию Бога словесных человеков: потому что если призываются к хвалению Творца и бессловесные твари, то кольми паче словесные, как получившие от Него больше, притом величайшие блага, как говорит Исихий.

На всяком месте владычества Его благослови, душе моя, Господа

И какое место не принадлежит владычеству Божию? Без сомнения никакое. Следовательно, в каком бы месте мы ни находились, без различия и без наблюдения мы должны благословлять и славословить Господа. Что могут сказать на сии слова иудеи, которые не могут петь песнь Господню на земле чужой? Ибо очевидно, что Давид говорит сии слова, пророчествуя о евангельском и новом богослужении народов, которое и предпочитает древнему и подзаконному.

По Феодориту этот конец согласен с началом. Слова Евсевия: Если б ангелам принадлежала обязанность благословлять Бога; то справедливо ты, душа, могла бы ограничивать и, смиряя себя, представлять благословение лучшим тебя. Но поскольку воздавать должную хвалу Богу по силе обязана вся тварь, то для чего медлишь, душа? Ибо ты не должна думать, что по месту некоторые способны к благословению сему. На всяком месте владычества Его, добродетель делает тебя достойною благословлять Его. Исихия: Хотя бы тебе случилось находиться на торжище, хотя бы в бане, хотя бы в темнице, хотя бы в царском доме, вспомнив, что ты ходишь по земле, принадлежащей владычеству Божию, непрестанно благословляй Творца, чтобы каждое место было для Тебя церковью Божией, собранием ангелов и соседством неба. Феодорита: И божественный апостол заповедует нам на всяком месте молиться, воздевая преподобные руки.

Еп. Ириней (Орда)

Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его

См. Толкование на Пс. 102:20

Лопухин А.П.

Благословите Господа, вся дела его на всяком месте владычества его: благослови, душе моя, Господа

См. Толкование на Пс. 102:20

Прот. Григорий Разумовский

Благословите Господа, вся дела его на всяком месте владычества его: благослови, душе моя, Господа

В заключение своего псалма, пророк призывает к прославлению Бога и все прочие твари, как дела рук Его: благословите Господа все творения Его, которые (по пер. с евр.), хотя и неразумные, но своим видом, величием, красотою и прочими природными и чудными свойствами своими выражают и напоминают разумным существам творческую премудрость и силу Божию. Взирая на эти дела Божии, удивляясь и поражаясь им, люди невольно восторгаются к хвалению и прославлению Бога. И так как все в природе видимой принадлежит ко власти и владычеству Бога, то пророк призывает свою душу на всяком месте хвалить и благословлять Господа, и заканчивает сей хвалебный псалом теми же словами, какими и начинает его: на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа.

Объяснение священной книги псалмов.