Толкования на Пс. 103:29

Свт. Афанасий Великий

отвращшу же тебе лице, возмятутся: отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся

Отымеши дух их, и исчезнут. Показывает этим, что Бог — Владыка и смерти и жизни.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

отвращшу же тебе лице, возмятутся: отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся

Милостиво ниспосылая и свои блага, Ты доставляешь пользую­щимся ими всякую отраду; когда же Ты отворачиваешься, все они объем­лются смятением и страхом. «Возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся«. Когда Ты хочешь, душа и тело разлучаются, вместе с тем тело предается тлению и разрешается в прах, из которого оно произошло. Духом же назвал здесь душу.

Беседа на псалом 103.

Блж. Феодорит Кирский

отвращшу же тебе лице, возмятутся: отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся

«Отвращшу же Тебе лице, возмятутся». Но как наслаждающимся благами доставляешь всякое веселие, с благоволением даруя им блага; так, если отвращаешься, все исполняется смятения и страха.

«Отъимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся». Ибо по Твоему изволению совершается разлучение души и тела, после котораго тело предается тлению, и разрешается в первобытную персть. Духом же Пророк назвал здесь душу.

Евфимий Зигабен

Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся

Когда, говорит, Ты, Господи, отвратишь лице Твое от твари; т. е. надзор и промысл Твой, тогда твари Твои, лишаясь Твоего промысла и благости, смутятся, печалясь о таковом лишении своем. И когда Ты отнимешь у людей дух, т. е. душу, отделив ее от тела, тогда тела их сделаются мертвыми и разрешатся в землю, из которой созданы. Ибо здесь говорится в частности о людях, а не о других животных.

Слова Афанасия: Сими словами показывает, что Он есть Владыка смерти и жизни. Максима: Жизни бессловесных и растений не божественны, но имеют свойство вещественного огня и духа. О сих-то говорится у Давида: отнимешь дух их, и они умрут и проч. Ибо великий Дионисий принимает сии слова только о чувственной и растительной душе; а о жизни разумных, т. е. нашей, он не разумеет их. Ибо Бог, создав сию жизнь существенно для бессмертия разумных существ и наших душ, не может отнять жизни их (в изд. своде).

Лопухин А.П.

отвращшу же тебе лице, возмятутся: отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся

См. Толкование на Пс. 103:27

Прот. Григорий Разумовский

отвращшу же тебе лице, возмятутся: отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся

См. Толкование на Пс. 103:27