Толкования на Пс. 103:30

Свт. Иоанн Златоуст

послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

Здесь ясно про­поведал нам воскресение и восстановление жизни чрез всесвятого Духа. Так великий Илия воскресил сына вдовицы, трижды до­хнув на отрока, возвратив того к жизни силой обитавшей в нем духовной благодати (3Цар.17 и след.). Так и Елисей воскре­сил сына соманитянки, посредством духовного дуновения, силой жи­вотворящего Духа дал ему жизнь. Указав, таким образом, и это действие божественной силы, псалмопевец обращает свой язык к торжественной песни.

Беседа на псалом 103.

Блж. Феодорит Кирский

послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

Здесь Пророк ясно предвозвестил нам воскресение и оживотворение Всесвятым Духом. Так великий Илия трижды дунул на отрока вдовы, возвращая жизнь обитавшею в нем духовною благодатию. Так и Елисей оживотворил сына Соманитяныни, употребив духовное дуновение и возвратив жизнь животворящим Духом. Так Пророк, показав Божественную силу и ея действенность, обращает уста свои к песнопению.

Евфимий Зигабен

послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

Послеши Духа Твоего, и созиждутся

Ты, говорит, Господи, пошлешь животворящего и Святого Твоего Духа, и действием Его будут восстановлены все люди. Или можно понимать и иначе, что Ты, Господи, пошлешь Духа Твоего, наитие которого бывает на христиан чрез святое крещение; и таким образом принимающие Его будут созданы новою и духовною тварью и новым народом, совлекши, по словам Исихия, ветхого человека. Посему сии слова относятся и к воскресению мертвых и к возрождению чрез святое крещение.

И обновиши лице земли. Посылаемым, говорит, Тобою Св. Духом Твоим, Господи, Ты обновишь лице, или красоту земли, которую составляют созданные, по словам Златоуста и Севира, из земли люди. Можно понимать иначе, что и земля обновится, освободившись, по словам Павла, от рабства и тления, как и Петр сказал: по обетованию Его ожидаем новой земли (2 Пет. 3,13).

Слова Василия: Посланием Духа называет сошествие Его к действию, а не перехождение с места на место: ибо Дух Господень наполнил вселенную и им обновляется лице земли. Божест. Дионисия Ареопагитского: И животные и растения и при последнем отголоске жизни имеют бытие. Но когда она отнимается, по сему выражению (Давида), жизнь совершенно оскудевает; а когда оскудевшим чрез немощь и неучаствование в ней она возвращается опять, они делаются животными. А по истине самое Божественное есть данное обещание переселить всех нас, т. е. души совокупно с телами в совершенную жизнь—вещь, быть может по причине ветхости представляющаяся противоестественною, но в самом деле и божественная и выше естества, впрочем только нашего, а не Всесильного, для которого нет никакой противоестественной или сверхъестественной жизни; почему да будут отвергнуты касательно сего безумные и противные слова Симона. Кирилла: Слышу, что некто говорит: Дух Божий создал меня, и Давид также поет о том, что находится на земле: пошлешь Духа Твоего, и созиждутся. Итак, когда Дух творит и обновляет разрушившееся, приводя сие в первобытное состояние; а зиждущее все естество есть одно высочайшее и верховнейшее; то как несправедливы те, которые поставляют Духа ниже престолов Божьих и считают сотворенным и рабским того, кто свободен по своему естеству!

Еп. Ириней (Орда)

послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

Всем тварям – как на море, так и на суше – милосердный Творец подает в надлежащее время пищу; они существуют только милостию Его; внезапно Он может обратить их в ничто и произвести также новые.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

См. Толкование на Пс. 103:27

Прот. Григорий Разумовский

послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

См. Толкование на Пс. 103:27