Толкования на Пс. 104:42

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 42-43 яко помяну слово святое свое, еже ко Аврааму рабу Своему. И изведе люди Своя в радости и избранныя Своя в веселии

Неложно было то, что Бог обещал патриархам относительно умно­жения семени их числом и славой. И Моисей во Второзаконии гово­рит евреям: «не за праведность твою и не за правоту сердца твоего» извел «Господь, Бог твой» из земли Египетской, но «дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор.9:4–5, 8:1, 8), потому что «творящий милость до тысячи родов любящим» Его, вместе с тем наставляет и потомков их, чтобы они сохранили оправдания Его (Исх.20:6).

Беседа на псалом 104.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 42-43 Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму рабу Своему: И изведе люди Своя в радости, и избранныя Своя в веселии

Все же сие даровал Бог Евреям, исполняя обетования, изреченныя Им Аврааму.

Евфимий Зигабен

Яко помяну слово святое свое, еже ко Аврааму рабу своему

Бог, говорит, оказал евреям выше сказанные благодеяния потому, что Он помнил обещание свое, данное им рабу Его Аврааму, т. е. что Он умножит семя его и даст ему землю Ханаанскую, т. е. Палестину.

Златословесного: Это говорит для того, чтобы не думали, что сие случилось по достоинству их, и чтоб это не было для них поводом к надменности; почему, по словам Евсевия, и Моисей говорил евреям: не говори в сердце своем, когда Господь Бог истребит пред лицем твоим народы сии, так: за праведность мою Господь ввел меня в наследство доброй земли сей; не за правду твою, но по причине нечестия народов тех Господь истребил их пред лицем твоим, и для того, чтобы исполнить завет, о котором клялся Господь отцам нашим (Вт. 9,2).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 42-45 Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму рабу Своему. И изведе люди Своя в радости и избранныя Своя в веселии. И даде им страны язык, и труды людий наследоваша: яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут

В словах 42-го стиха указывается причина того, почему Бог так милостив был к народу израильскому, который всегда был груб и непослушен и так часто выражал ропот и непокорность воле Божией. Яко помяну, т.е. «ибо помнил Он (Господь Бог) (по пер. с евр.) святое слово Свое к Аврааму рабу Своему». А слово это заключалось в том обещании, данном от Бога Аврааму, что Он умножит потомство его, «как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17), и отдаст сему потомству во владение всю землю Ханаанскую, т.е. Палестину. Далее пророк говорит о радости и веселии, – тех чувствах, какие люди Божии, избранные его, восчувствовали в сердцах своих по чудесном изведении их из Египта. И как было не радоваться и не веселиться тому народу, который так недавно стенал под тяжким игом рабства, а теперь увидел и почувствовал себя совершенно свободным? В таких чувствах радости и веселия Моисей и все сыны Израилевы воспели Господу Богу благодарственную песнь: «Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море» (Исх. 15 и пр.). Услышали о погибели фараона народы и затрепетали. Тогда Мариам, сестра Ааронова, взяла в руку свою тимпан, за нею вышли и все женщины с тимпанами и воспели такую же благодарственную песнь Богу. После того, опустив 40-летнее странствование евреев по пустыне, дарование Закона на горе Синае, устроение скинии и многие чудеса, совершенные здесь Богом, а также кончину Моисея и введение израильтян преемником его, Иисусом Навином, в землю Ханаанскую, и завоевание этой земли (о чем более пространно говорит в следующем, 105-м, псалме), пророк кратко упоминает о том, что Господь Бог отдал во власть евреев страны языческих народов и все то, что эти народы приобрели трудами рук своих, и что все это Господь соделал для того, чтобы они, потомки Авраама, соблюдали уставы Его и хранили законы Его (яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут).

Объяснение священной книги псалмов.