Толкования на Пс. 105:4

Свт. Афанасий Великий

Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим

См. Толкование на Пс. 105:1

Свт. Иоанн Златоуст

Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим

Название «к народу Твоему» здесь относится к новому народу – к Церкви из язычников, которую Господь удостоил спа­сения; а о народе еврейском пророк молится, чтобы он был допу­щен к участию в этом спасении. Какое же благоволение и какое посещение предполагает здесь псалмопевец, если не то, какого удо­стоил нас Бог Слово Своим воплощением? И явившиеся пастухам (в Вифлееме) ангелы называли тайну воплощения благоволением. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14), взывали они, славословя.

Беседа на псалом 105.

Блж. Феодорит Кирский

Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим

Здесь Пророк подразумевает народ новый и церковь из язычников, которую Господь сподобил спасения, и общение с которою восхищать себе поучаются и Иудеи. Согласно же с сим разумением и присовокупляемое.

Евфимий Зигабен

Помяни нас, Господи, во благоволении людей твоих; посети нас спасением Твоим

Предвидя домостроительство воплощения и новый христианский народ, Давид просит, чтобы и он был тогда вспомянут Богом, где благоволением называет избрание такового народа, по изъяснению Феодорита. Вспомни, говорит, Господи, чтобы и нас причислить к нему. Или говорит о том благоволении, о котором говорили ангелы во время рождения Господа: к человекам благоволение (Лук. 2,14), То же самое он покажет и в следующих словах для большего усилия своего прошения. Посети, говорит, и меня, Господи, тем спасением, которое имеет быть совершено Тобою для всего мира и которое, по словам Златоуста, есть вочеловечение Христа, ибо Он, говорит, спасет народ свой (Матф. 1,21).

Слова Златоуста: Бывает посещение и наказанием; потому-то он просит посещения спасением.

Еп. Ириней (Орда)

Помяни нас, Господи, во благоволении людий Твоих, посети нас спасением Твоим

О если бы и на нас открылась эта милость и могущество Божие, если бы и мы – избранные – сделались счастливыми и получили повод к радостному прославлению Господа. Благоволение (Лк. 2:14), которое Бог оказывал народу Своему, как народу завета, как наследнику Своему.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим, видети во благости избранныя твоя, возвеселитися в веселии языка твоего, хвалитися с достоянием твоим

Вспомни, обо мне, Господи, и дай увидеть благоденствие Твоих избранников, спасенных от народов

Писатель молит Господа спасти его народ и дать ему вместе с последним радоваться проявленному Его благоволению. Народ представляется здесь находящимся в тяжелом положении и нуждающимся в спасении. По сопоставлению с 47 ст. уясняется, что молимое «спасение» есть собрание из рассения среди языческих народов, т. е. возвращение из плена вавилонского.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–5 Помяни нас, Господи, во благоволении людий Твоих, посети нас спасением Твоим, видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим

Здесь пророк обращается с молитвою к Богу за тех несчастных пленников вавилонских (как и в последних стихах сего псалма), которые, томясь продолжительное время в чужой земле, могли думать, не предал ли их Господь Бог совершенному забвению. Они желали бы также прославить Его, исповедать пред Ним грехи свои и расположить Его на милость к себе. И вот пророк выражает за них такую молитву: Помяни нас, Господи, т.е. не забудь, вспомни о нас, Господи, вспомни с милостью, с добрым к нам расположением, во благоволении, с каким Ты всегда обращался к предкам нашим, к избранному Твоему народу, во благоволении людей Твоих; (и) посети нас не бедствиями, не казнями, которых мы заслуживаем, а спасением Твоим, которое Ты уготовал чрез Мессию, Христа Твоего. Словами благоволение и спасение пророк прямо напоминает здесь евангельские изречения о Христе-Спасителе: ангел-благовестник явился во сне Иосифу и сказал ему, что имеющий родиться от Пресвятой Девы Марии Сын есть от Духа Святого, имя Ему Иисус: «Ибо Он спасет людей Своих от грехов» (Мф. 1:21). А при самом рождении Спасителя в Вифлееме явившееся многочисленное воинство небесное воспело Божие благоволение к человекам. Помяни и посети нас, Господи, по великой милости Твоей, посети спасительным Твоим посещением для того, чтобы видеть избранных Твоих во благости, чтобы и мы могли видеть благополучие и блаженство избранного народа (языка) Твоего: видеть и радоваться общею всем радостию. Посети во благости не для нас только, но чтобы и все будущее наследие Твое, Господи, возвеселилось, чтобы и Ты, и достояние Твое, или народ Твой, хвалились и радовались вместе с Тобою. Не об этой ли блаженной радости видения и слышания говорит и Спаситель наш словами Святого Евангелия: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13:16–17).

Объяснение священной книги псалмов.