Толкования на Пс. 105:21

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 21-22 И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте, чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем

Не напрасно вспоминает об этом, но желая показать, что при таких преступлениях Бог не отверг их, пока они не дерзнули на нечестивейшее из всех дело против Хри­ста, поправши дарованную им благодать. Об этом говорит им Спаситель: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37–38). Итак, не довольствуясь прежними злыми делами, славу их, которою был для них Бог, они про­меняли на подобие тельца. Они не вспомнили ни о своем спасении, ни о наказании египтян, ни о великом чуде в море, но все это, вме­сте взятое, подвергли оплеванию.

Беседа на псалом 105.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во египте

О людях нашего времени то же можно сказать с некоторым изменением текста. Как многие делают тельца из своих страстей, привычек!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Ст.21-22 И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте. Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем

Не содержали в памяти ни собственнаго спасения, ни казни египетской, ни великаго чуда на море; но вдруг презрели все это.

Евфимий Зигабен

Ст. 21-23 И забыша Бога, спасающаго их, сотворшаго велия (дела) во Египте. Чудеса в земли Хамове, страшная (вещи) в мори Чермнем. И рече (сказал бы) потребити их, аще не бы Моисей, избранный Его, стал в сокрушении (среди самого сокрушения) пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их

Евреи, поклонившись, говорит, слитому тельцу, забыли Бога, избавившего их от Египта и сделавшего столь великие чудеса для них как в Египте, так и на Чермном море и в пустыне. Посему Бог сказал Моисею, чтоб он оставил Его, чтоб Ему истребить всех евреев; Он так говорил ему: оставь Меня; и Я, воспламенившись гневом на них, сотру их (Исх. 32,9). Почему и Моисей, прося и умоляя Бога, говорил: умоляю Тебя, Господи; люди сии сделали грех великий, наделав себе богов золотых. Итак, если Ты оставишь им сей грех их, то оставь; если же нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал меня (Исх. 32,31). Некоторые говорят, что хотя Писание упоминает об одном тельце, но тельцов было много; почему и евреи во время ликования своего говорили: сии боги твои, Израиль, которые извели тебя из земли египетской (Исх. 32,4); и Моисей также, как выше упомянуто, сказал о золотых богах. А другие думают, что множественное число употреблено вместо единственного по свойству еврейского языка.

Златословесный вместе с Феодоритом: Это свойство человеколюбивого Бога, что Он производит наказания не молча, но наперед объявляя о них в виде угроз, и сим призывает согрешивших к покаянию, как поступил с ниневитянами посредством Ионы, и в Евангелии касательно упоминаемой в притче смоковницы. Так и здесь надобно принимать сие предречение не за решение о том, что сбудется непременно, а за угрозу, производящую отвращение ко греху; ибо когда согрешил Израиль, то не молча подвергнул их истреблению, но побуждал своего угодника на молитву за народ, наперед извещал и говорил: оставь меня и проч., что сказал для того, чтобы открыть искренность любви Моисея к народу.

Прот. Григорий Разумовский

И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте

См. Толкование на Пс. 105:19