Толкования на Пс. 105:24

Свт. Афанасий Великий

И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред ним, возвратити ярость Его, да не погубит их

И уничижиша землю желанную. Это пятая вина после Чермного моря, пустыни, оскорбления Моисею, и тельца в Хориве, потому что соглядатаи, по возвращении своем, кроме Иисуса Навина и Халева, сына Иефонии, худо говорили о земле, а тем совращали и других.

См. также Толкование на Пс. 105:1

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 24-25 И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его: и поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня

Это пятое обвинение – после Красного моря, после пустыни, восстания против Моисея и тельца в Хориве. Возвратившись после осмотра земли, соглядатаи, кроме Иисуса, сына Навина, и Халева, сына Иефонита, дурными речами о ней возмутили весь народ. Когда по повелению Божию евреи должны уже были вступить в землю обе­тования, то, объятые страхом, они воспротивились Ему, утверждая, что хананеи так сильны, что они не в силах бороться с ними. Вот явное свидетельство их неверия. Очевидцам столь многих и столь великих чудес по справедливости следовало быть мужествен­ными, полагаясь во всем на силу Спасшего их во всех тех слу­чаях.

Беседа на псалом 105.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 24-25 И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его: И поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня

Пророк упоминает о непокорности при другом случае. Ибо, когда повелел Бог войдти в обетованную землю, они, впав в недуг боязни явно воспротивились, говоря, что Хананеи мужественны, сами же они не имеют достаточных сил вступить с ними в сражение. А это- явный знак неверия; потому что самовидцам столь многих и великих чудес справедливо было во всем довериться могуществу Спасшаго их.

Евфимий Зигабен

И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его

Возненавидели, говорит, и презирали евреи добрую обетованную землю; поскольку не верили словам, или обещаниям, данным Богом о земли сей предкам их. Сие презрение земли обетованной можешь видеть в главе 14-й книги Чисел, когда двенадцать соглядатаев, возвратившись из земли обетованной, рассказывали о ней, а евреи выслушав сие, убоялись и плакали.

Еп. Ириней (Орда)

И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его

При возвращении соглядатаев они согрешили неблагодарностию и неверием, за что им было возвещено наказание. Словеси Его, т.е. обещанию, что Он введет свой народ в обладание землею, если бы они твердо поверили этому обещанию, то не боялись бы исполинов ханаанских.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси его

Они согрешили неверием при возвращении соглядатаев, за что Господь возвестил им наказание

«Презрели они землю желанную, не верили слову Его». Указывается тот факт, что по возвращении соглядатаев, которые вместе с рассказом о плодородии Палестины говорили и о грозных исполинах, обитателях ее, евреи испугались предстоящей им и, по их мнению, непосильной борьбы, и Палестина потеряла ценность страны желанной. В этом факте - выражение неверия тому обетованию, которое Бог дал им относительно завоевания Палестины.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 24–27 И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси его: и поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня. И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни, и низложити семя их во языцех, и расточити я в страны

Здесь указывается другой случай ропота и возмущения народного против Бога и пророка Божия Моисея и последующих за ними наказаний от Бога. На второй год путешествия из Египта в землю Ханаанскую евреи пришли в пустыню Фаран. Моисей сказал им, что земля, которую Господь назначил им в наследие, находится перед ними, и что они без всякого опасения могут занять ее. Но евреи предыдущими опытами уже привыкли с недоверием относиться к словам Моисея, а потому и на сей раз отвечали, что нужно послать людей, которые осмотрели бы землю и принесли о ней известие. Моисей согласился. Из начальников израильских было выбрано двенадцать человек, по одному из каждого колена, в числе избранных были Халев и Иисус Навин. Посланные соглядатаи прошли всю землю и чрез сорок дней возвратились. Все они хвалили плодородие земли, но некоторые из них прибавляли: народ, живущий в той земле, силен, и города у него велики и сильно укреплены, да и племя исполинов мы видели там. Последние слова испугали недоверчивых и безрассудных из народа. И хотя Халев и Иисус Навин успокаивали его и говорили, что с помощию Божией они могут завладеть землею, но другие из соглядатаев стали доказывать, что им нельзя идти туда. «Не можем мы идти против народа того, – говорили они, – он сильнее нас. Там мы видели таких исполинов, что мы пред ними не более, как саранча. Такими суждениями и рассказами соглядатаи смутили маловерных. В шатрах израильских пошли разговоры, противные воле Божией (поропташа в селениих своих). Не веря словам и обещаниям, данным Богом, стали худо говорить о вожделенной прежде земле. И презрели они землю желанную, не верили слову Его. А потом сговорились они поставить нового начальника и возвратиться назад, а Моисея, Аарона, Иисуса Навина и Халева побить камнями. Тогда слава Господня, в виде облака, явилась в скинии, и Моисей услышал оттуда голос Господа: «Доколе этот народ будет не верить Мне, при всех знамениях, которые Я ему сделал? Скажи им от Имени Моего: вы не войдете в землю, на которой Я клялся поселить вас, кроме Халева и Иисуса Навина. Завтра же возвращайтесь в пустыню Чермного моря. Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда; а ваши трупы падут в этой пустыне. По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, сорок лет вы будете нести наказание за вину свою и узнаете, что значит быть оставленным Мною». И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне, низложить племя их в народах и рассеять их по землям. Первое вскоре исполнил: десять соглядатаев, которые своими рассказами возмутили народ, тотчас же поражены были смертию пред скиниею (Числ. 14), другие померли в пустыне во время сорокалетнего странствования; а последнее прещение Господь Бог привел в исполнение в последующие времена, когда евреи еще большими грехами раздражали Его, частию во времена пленения вавилонского и пред наступлением его, частию же во время разорения Иерусалима и Храма, при владычестве римлян, как это видно из последующей истории.

Объяснение священной книги псалмов.