Толкования на Пс. 105:40

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 40-42 И разгневася яростию Господь на люди Своя и омерзи достояние Свое: и предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их: и смиришася под руками их

Об этом свидетельствует история Судей, а также книги Царей. То моавитянам, то аммонитянам, амаликитянам, мадианитя­нам и филистимлянам предавал их Бог, стараясь принести им пользу наказанием. Слова: «и возгнушался… наследием Своим» несколько как будто противоречат сказанному прежде: «дабы… видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим». Но только теперь говорит пророк о мерзком насле­дии, а прежде он говорил о другом наследии, об ином народе и племени, с которым он просил сопричислить себя. Здесь сначала народ делается мерзким, затем предается Богом, и, наконец, его покоряют враги. А коль скоро Бог чем-либо управляет, там они не могут получить власти.

Беседа на псалом 105.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 40-42 И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое: И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их, и смиришася под руками их

Сие показывают и история Судей и книги Царств. Бог предавал их, то Моавитянам, то Аммонитянам, а иногда Амаликитянам, Мадианитянам и Филистимлянам, чтобы сие наказание послужило в пользу.

Евфимий Зигабен

Ст. 40-41 И разгневася яростию Господь на люди своя, и омерзи достояние свое. И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их

Златословесного: Поскольку не пользовались свободою, как должно, то Он делает их рабами врагов, дабы чрез сие они сделались лучшими, что и сбылось. Ибо они тогда смутились и сделались благонравнее. Евсевия: Господь не предает народа своего, не возгнушавшись им прежде; а гнушается им по причине вышеупомянутых действий. А когда Господь предает; то кто не в состоянии овладеть им? т. е. всякий овладеет им.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 40–43 И разгневася яростию Господь на люди Своя и омерзи достояние Свое: и предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их: и смиришася под руками их. Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим, и смиришася в беззакониих своих

За нечестие и беззакония израильского народа Господь Бог часто прогневляем был, и с яростию, т.е. в усиленной степени, выражал гнев Свой на люди Своя, посылая на них тяжкие наказания, и, гнушаясь мерзостию языческого идолослужения, которому они нередко предавались от соблазна соседних народов, предавал их в руки, или во власть, этих самых народов. А соседние народы, пользуясь междоусобиями самих израильтян, нападали на них, расхищали их имущества и обращали в рабство то или другое израильское колено (обладаша ими ненавидящии их). Враги эти жестоко утесняли их, и они смирялись под руками их, т.е. под властию их. Несчастие заставляло евреев раскаиваться во грехах и обращаться к Богу о помиловании. Тогда Бог, по милосердию Своему, посылал им избавителя, такого человека, который не был виновен в идолопоклонстве и твердо надеялся на помощь единого Господа Бога. Избавитель этот собирал евреев, принимал над ними начальство, очищал землю от идолов, при помощи Божией освобождал ее от врагов, и в продолжение всей войны, большею частию, и после войны, управлял евреями, судил их дела и получил название судии израильского народа. И много раз (множицею) так избавлял Господь Бог от врагов народ израильский, они же раздражали Его упорством своим, не переставали оскорблять Избавителя своего Бога злым намерением (советом) и неблагодарным духом своим, – и все более и более изнемогали от многих беззаконий своих (смиришася в беззакониих своих).

Объяснение священной книги псалмов.