Толкования на Пс. 106:22

Свт. Афанасий Великий

и да пожрут ему жертву хвалы и да возвестят дела его в радости

И да пожрут Ему жертву хвалы. Обращает речь к святым Апостолам, потому что они преподали нам таинства Нового Завета.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

и да пожрут ему жертву хвалы и да возвестят дела его в радости

См. Толкование на Пс. 106:20

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 22-24 и да пожрут ему жертву хвалы и да возвестят дела его в радости. Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине

С явлением людям Слова Божия настоящее проро­чество весьма последовательно соединило воспоминание об апостолах и тех, которые разделяли их труды, потому что они были сходящие на море в судах, в точном и буквальном смысле, как свиде­тельствует о них Священное Писание в евангелиях. Притом здесь же пророк внушает совершать новые таинства нового завета, говоря: и «принесут Ему жертву хвалы». А было именно так: «проходя же, – го­ворится, – близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их» подобным же образом (Мф. 4:18–19, 21). Таким образом, эти слова псалма отно­сятся к апостолам. Как будто отвечая на чей-то вопрос: кто это такие? пророк прибавил: «отправляющиеся на кораблях в море», и дальней­шее. И на них все это исполнилось во всей силе. В самом деле, когда ученики Спасителя нашего плыли вместе с Ним, «сделалось великое волнение на море, – говорит евангелист, – так что лодка покрывалась волнами»; тогда они, припавши к Нему, говорили: «Господи! спаси нас, погибаем…. Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8:24–26): вот именно, что значит увидеть «дела Господни и чудеса Его во глубине».

См. также Толкование на Пс. 106:21

Беседа на псалом 106.

Блж. Феодорит Кирский

и да пожрут ему жертву хвалы и да возвестят дела его в радости

См. Толкование на Пс. 106:21

Евфимий Зигабен

Ст. 22-24 И да пожрут Ему жертву хвалы; и да возвестят дела Его в радости. Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих. Tии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине

Христиане, говорит, из народов пусть принесут Богу жертву словесную и евангельскую, по словам Феодорита, хваля, благословляя и благодаря Его; и знающие чудесные дела Божии пусть пересказывают о них незнающим, и жившие прежде пусть передают и позднейшим; где под делами понимай благодеяния Христовы, милость, вочеловечение и прочие тайны, относящиеся к соделанию спасения. А сходящие в море суть, по Евсевию, божественные Апостолы, которые до сего времени были рыболовами и жили на море; ибо они, пускаясь в море на суднах и делая там свои дела, они, говорит, более прочих людей видели дела Господа нашего Иисуса Христа и произведенные Им на глубине моря чудеса. А какие они, послушай.

Слова Златоуста: Уже не тельцов и овец, но жертвы хваления требует пророк. Ибо как те были бессильны, то вместо них устанавливает сие служение, показывая, что это богослужение просияло свыше и духовно. Афанасия: К святым апостолам обращает сие слово; ибо они-то предали нам тайны нового завета. Еще Златоуста: Хорошо сказал: с радостью; ибо о промысле Божием должно проповедовать с радостью и веселием.

Божественного Исидора: Сходящие в море суть богоносные апостолы, которые прежде занимались сим делом—житейским делом ловли. Ибо как дело людей подобно возмущению волн: то вздымаются, то усмиряются, то прилично божественные пророчества называют непостоянство их морем, а опускавшие в оное сети называются делающими дела в водах многих. Ибо они, быв посланы Спасителем на проповедь евангельскую, пустились в море человеческой жизни, употребляя на сие вместо кораблей и как бы колесниц, тела свои, или лучше устроенные ими везде церкви, в которые они вводили уловленных ими и в которых они делали дела многие, для спасения волнуемых ветрами и извлекаемых из глубины заблуждения посредством многоплетенной сети божественных и священных поучений. Василия: С трудом управляемые корабли суть те тела, которые обременены тучною плотию чрез роскошную пищу и которые плавают на глубине погибели; а похваляемые корабли суть те (тела), которые служат сходящим в море для произведения дел на водах многих. Ибо презирающие волнение житейское и становящиеся выше его делают дела в водах многих; ибо сходят в море жизни для приобретения утопающих. Потому-то они и видят дела Господа и получают в награду за свое делание разумение дел Господних, чудес Его во глубине. Нисского: Здесь опять говорит о неразумии людей, что они, оставив постоянную и безмятежную жизнь, произвольно пускаются в море на кораблях и, вместо того, чтобы возделывать рай, в который были введены прежде, они потопляют свои труды. А морем здесь называет загруженную множеством вещественности жизнь, возмущаемую всеми ветрами искушений. Но и они, говорит Давид, увидали дела Господа; ибо, погрузившись в житейское зло и многократно претерпев кораблекрушение души, они увидали над собою дела человеколюбия того, Который снова спасает нас от погружения в глубинах.

Прот. Григорий Разумовский

и да пожрут ему жертву хвалы и да возвестят дела Его в радости

См. Толкование на Пс. 106:21