Толкования на Пс. 106:31

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 31-32 Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его

Вслед за апостолами вспоминается Церковь и ее священство. К благовестию о благах должно было прибавиться и это. Нужно, говорит, в церкви язычни­ков прославлять Бога, творящего необычайные дела. Язычники и иудеи переменились взаимно своим положением. Иудеи отвергнуты за свое нечестие, лишены явления ангелов и служения пророков, сама страна их и город, прежде приносивший благие плоды, со времени восстания на Христа остается бесплодным, не будучи столицей, не имея ни святилища, ни святого святых, ни священства, ни царства; лишившись свободы, они подчиняются языческим законам. Церковь же язычников, безводная прежде, пустынная и блуждающая, ныне испол­нена благ, сама насыщает голодающих и составляет божественное общество; она и есть – населенный город, в котором и духовная пища, и небесный хлеб.

Беседа на псалом 106.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим

См. Толкование на Пс. 106:23

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 31-32 Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим: да вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его

И сие, как можно видеть, непрестанно совершается уверовавшими язычниками; потому что во всех церквах по вселенной, по предначатии священным сонмом, весь народ песнословит Благодетеля, описуя чудеса Божия человеколюбия.

Евфимий Зигабен

Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим

См. Толкование на Пс. 106:29

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 31–37 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: да вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его. Положил есть реки в пустыню и исходиша водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны: и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен

В четвертый, и последний, раз пророк обращается с призывом к верным о том, чтобы исповедали милости Господни и рассказывали о всех чудесах Его пред всеми людьми. Таким исповеданием и такими рассказами должны превозносить Бога в церкви людстей, т.е. в общенародной христианской Церкви (далее по переводу с еврейского), «и да хвалят Его в соборе старейшин». В последних словах нужно разуметь управление Церкви Христовой, под руководством епископов и пресвитеров (на седалищи старец). По словам блж. Феодорита, это можно видеть постоянно сбывающимся у верующих народов. Ибо во всех, по всей вселенной, церквах, при руководстве собрания священным лицом, весь народ воспевает Благодателя, повествуя о чудесных делах Божия человеколюбия [6, с. 523]. Далее пророк перечисляет различные перемены, которые, по действию Промысла Божия, на пользу человека, происходят в мире физическом и, главным образом, на земле, которую населяют люди; иногда такие перемены происходят в наказание людям, за нечестие живущих на земле, от злобы живущих на ней. Положил есть Бог: «превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод. И поселяет там алчущих, и они строят города для обитания; засевают поля, насаждают виноградники, которые им приносят обильные плоды» (пер. с евр.). Люди неверующие или невнимательные к путям Промысла Божия могут приписывать все эти перемены слепому случаю или естественному изменению действия сил природы. Но так рассуждать было бы безумно и недостойно звания человека, существа разумного, созданного по образу Божию. Человек же, способный к здравому суждению о вещах, легко может уяснить себе вопрос: отчего происходит, что одна страна делается бесплодна, а другая, наоборот, получает необыкновенную тучность и плодородность? Для него ясно, что Единый Творец и Вседержитель мира, во гневе Своем, от одной страны отнимает благословение Свое за нечестие живущих на ней, а другую благословляет плодородием и изобилием благ, для пропитания алчущих. Св. отцы Церкви, как Афанасий Александрийский и блж. Феодорит, объясняют это в духовном смысле. Реки, обратившиеся в бесплодную пустыню – это неверующие иудеи; пустыни и иссохшие земли, обратившиеся в источники вод – уверовавшие язычники, они алкали духовной пищи и составили обительные грады, т.е. благое и небесное жительство, они засеяли поля, т.е. сердца, Словом Божиим, – насадили виноградники, т.е. основали церкви по разным местам [3, с. 343–344; 6, с. 523].

Объяснение священной книги псалмов.