Толкования на Пс. 106:33

Свт. Афанасий Великий

Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду

Положил есть реки в пустыню. Разумеет необузданный и отверженный род иудейский, ибо томимых прежде голодом и нуждающихся в духовной пище иудеев поселил при оных реках.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду

См. Толкование на Пс. 106:32

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 33-34 Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней

Как можно видеть, это постоянно бывает у уверовавших народов. В самом деле, во всех церквах по все­ленной всенародно, под предводительством священного собора, во­спевают Благодетеля, превознося чудеса божественного человеколюбия. Прославляют же Его достигшие спасения под впечатлением виденного ими необычайного переворота. Действительно, напаяемые прежде обиль­ными пророческими реками и приносившие зрелый плод Богу, теперь не получают даже ничтожной влаги, но за свою развращенность со­вершенно лишены прежнего орошения.

Беседа на псалом 106.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 33-34 Положил еси реки в пустыню, и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы, живущих на ней

Песнословят же Его улучившие спасение, примечая необычайное пременение. Ибо те, которые древле орошаемы были многими пророческими реками, и приносили благовременный плод Богу, ныне не пользуются и малою влагою, но за лукавство свое совершенно лишены прежняго орошения.

Евфимий Зигабен

Ст. 33-35 Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. Землю плодоносную—в сланость, (соленую) от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную— во исходища водная

Бог, говорит, сделал пустыню, чуждую мудрости, из тех мудрых эллинов, которые прежде по своему доброречию текли на подобие рек, но уста которых заградили рыболовы и безкнижные апостолы Его; и словесные наводнения эллинов Бог, по словам Исихия, превратил в сушу и землю, т. е. сонмище иудейское, производившее плоды— пророков, Бог изменил в бесплодие, по изъяснению Афанасия, Кирилла и Исихия; так как соленая земля бесплодна. А причина такого бесплодия была, говорит, порочность живших на ней иудеев, по которой земля их уже не производит таковых духовных и святых мужей: нет более у них ни священника, ни пророка, ни другого плода прежней их жизни. Далее, прежде бывшую пустыню по скудости плодов благочестия и добродетели—церковь из язычников, Бог преложил в христианскую—в озера вод, т. е. купели святого крещения, чтобы всегда наполнять и наводнять их таковыми духовными водами. Подобным образом ту же церковь, прежде бывшую без воды божественного слова, Бог сделал христианскою, источающею животочные воды божественных учений, по словам тех же отцов и Дидима.

Слова Нисского: Из рек некоторые производятся Богом, а другие истребляются, струи зла уничтожаются, а истоки добродетелей наводняют прежде бывшие знойными места. Ибо превратил, говорит, реки в пустыни и проч., где реками называет влияния страстей, а исходами вод продолжения зол, когда люди присоединяя зло ко злу, всегда продолжают течение зла, как некий поток. Сверх того и землю, говорит, плодоносную превратил в соленую. Ибо душа, изобиловавшая злом, по изменении своем, быв исправлена солью божественного учения, сделалась жаждущею, так что она не произращает более зла свойственного живущим, и питаемого течениями злых вод, но та (душа), которая была соленою и жаждущею, восприяв блаженный плач, сделалась озером, в котором, как в море, кружатся воды и в котором живут алчущие правды. Другой говорит, что проще и общее пророк желает того, чтобы Бог был прославляем за то, что Он все по своей воле изменяет, и то пустыню наводняет реками, то исходища вод—иссушает, так что бывает жажда там, где прежде было изобильное питие; более частно же мы должны принимать сие в отношении к иудеям и происходящим из язычников. Ибо пророк, кажется, удивляется, как синагога, бывшая прежде доброплодною, превратилась в соленую горечь, а церковь из язычников, бывшая прежде безводною, наводняется хорошими потоками, притом и Исаия сказал: превращу пустыню в озеро вод и жаждущую в водопроводы (Ис. 41:18); и Соломон в Песни песней: Глаза твои, как озеро в Есевоне во вратах дщерей многих (Песн. 7:4), где по словам Исихия, под дщерью многих разумеет церковь, потому что она была дщерью не только апостолов, но и пророков.

Лопухин А.П.

Ст. 33-34 Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней

Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа

Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.

Прот. Григорий Разумовский

Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду

См. Толкование на Пс. 106:31