Толкования на Пс. 106:40

Свт. Афанасий Великий

излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути

Излияся уничижение на князи их. Разумеет книжников и фарисеев. И заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути. Ибо блуждают они, не познав Рекшего: Аз есмь путь (Ин. 14:6).

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути

Потом в след за сим присовокупляет Пророк: «излияся уничижение на князи их». А тем учит, что быть в Сущем, значит быть действительно; но если что отпало от Сущего, то оно уже и не в бытии; потому что быть в пороке не значит в собственном смысле быть. Посему-то порок сам по себе не существует, делается же пороком небытие доброго дела. Посему, как тот, кто в Сущем, пребывает в бытии, так, кто доходит до ничтожества (а таков порок), тот уничтожается, по выражению Псалмопевца. Подобное сему словоупотребление приведено как-то в общую известность обычаем так говорить. О пище, принятой плотью, говорим, что она оплототворилась, и о вине, вылитом в воду, что оно оводянилось, и о железе, которое в огне, выражаемся, что оно стало огненным. Так и о том, кто отпал от Сущего, говорим, что он, пришедши в ничтожество, уничтожился. Посему уничижениие есть небытие в добре. Оно же, постигши князей порока, то есть первых людей, подобно зловредному некоему потоку, «излияся» и на преемников рода.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути

Это пророчество подтвер­ждается делами. В самом деле, те, которые выдают себя за князей их и учителей, не имеют никакого значения: некогда славные и зна­менитые, они теперь совершенно ничтожны и у своего собственного народа пользуются презрением. Затем, хотя телесно иудеи и умно­жаются, согласно пророчеству: «будет число сынов Израилевых как песок морской» (Ос. 1:10), но не всех их Дух Святой признает достойными; чрез пророка Исаию он говорит: «хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» (Ис. 10:22), что именно говорит и теперь, т.е., что погибли среди бедствий и несчастий. Но это большинство – народ; выдававшиеся же по своим достоинствам и знанию были преданы уничижению, их именно «и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути». Симмах перевел так: «и заставить блуждать их в суете помышлений». Бог не вводит в заблуждение, но не повинующихся Ему оставляет без Своего водительства, и, конечно, без руковод­ства, кидаемые туда и сюда, они заблуждаются. Это и потерпели иудеи: оставивши правый путь, они следуют собственным измышлениям.

Беседа на псалом 106.

Блж. Феодорит Кирский

излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути

«Излияся уничижение на князи их». Предречение сие подтверждают самыя дела. Ибо мнимые их начальники и учители не заслуживают никакого уважения; древле быв знаменитыми и славными, совершено стали неизвестными и пренебрегаемыми у самих Иудеев.

«И облазни я по непроходней, а не по пути». Симмах перевел: так сделает, что будут блуждать в суете ума. Бог не вводит в заблуждение, даже запрещает заблуждение; но непокорным попускает оставаться без кормчаго; а не умеющие установить себя твердо, носясь туда и сюда, блуждают. Это произошло и с Иудеми; потому что, оставив Божественный путь, следуют собственным своим помыслам.

Евфимий Зигабен

Ст. 40-41 Излияся уничижение на князи их, и заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути. И поможе убогу от нищеты, и положи яко овцы отечествия

Князи, говорит, и цари, и правители, которым, были подчинены христиане и от которых они были гонимы, по словам Исихия, подверглись уничижению и были у Бога, как ничто: потому что Бог попустил сим начальствующим быть в заблуждении. Ибо Писанию свойственно попущение называть произведением. Где же попустил им блуждать? В непроходной и утесистой, и не по ровному и гладкому пути, т. е. заблуждать в нечестивых и пагубных учениях обмана и идолослужения. Так поступил Бог касательно начальствующих и правителей. А народу христианскому, который бедствовал по причине нищеты и скудости, которую он предпочитал всему ради Христа, Бог помогал, и отечества христиан, находящиеся по разным местам, т. е. общества и собрания церковные, принял как свои овцы. А называет их отечествами, по причине сродства веры; потому что все христиане имеют одного отца Христа, Который называется и пастырем добрым, как полагающий душу Свою за овец Своих.

Слова Феодорита: Сему подверглись и иудеи; ибо, оставив прямой путь, они следуют своим помыслам, к которым они совратились, и блуждают, не зная царского пути. Или по словам Нисского, глагол: επλάνησε, употреблен в значении: рассыпал за то, что они возлюбили зло. Быть может, пророк взывает и к человеческой природе, блуждавшей в непроходном месте, а не по пути: есть другой путь, устраненный от заблуждения и спасительный, которому имя: истина, свет, жизнь, нетление; а тот путь, по которому вы скитаетесь, вне света и объят тьмою и ведет в стремнины и пропасти. Феодорита: Евреи в непроходном заблуждают, а народы, которые некогда были нищими, удостоились божественного попечения и приобрели духовное богатство. Бог не вводит в заблуждение, но запрещает оное; а непокорных оставляет без управления. А ходя без управления, они блуждают, скитаясь по разным местам. Исихия: Намерение нечестивых князей не было путем, ибо они не шли истинным путем—Христом; почему путь их был непроходен, по которому Бог попустил им блуждать. Ибо, предполагая прекратить быстро распространяющуюся веру чрез истребление мучеников, они заблуждали; поскольку ревность мучеников послужила ко славе и успеху ее.

Исихия: Бедному, т. е. гонимому народу; ибо он был беден и не видел для себя от людей никакого попечения. Но в такой бедности Он помог ему. И как он не имел никакого пособия со стороны людей, а напротив того все преследовали его и народы и цари и князи, то Бог был помощником, в котором он победил всех врагов своих.

Исихия: Овцами назвал собрание мучеников, так как они были из различного рода жизни или достоинств. Их-то поставил, как овец, приняв смерть их за жертвы.

Лопухин А.П.

излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути

См. Толкование на Пс. 106:39

Прот. Григорий Разумовский

излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути

См. Толкование на Пс. 106:38