Толкования на Пс. 115:6

Свт. Афанасий Великий

Честна пред Господем смерть преподобных Его

См. Толкование на Пс. 115:2

Свт. Василий Великий

Честна пред Господем смерть преподобных Его

См. Толкование на Пс. 115:5

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 6-7 Честна пред Господем смерть преподобных Его. о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя

Дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: драгоценна (έντιμος). Какая здесь связь речи? Какое отношение имеют эти слова к предыдущим? Кто рас­смотрит внимательно, тот найдет между ними тесную связь, так как имели некоторое преимущество пред прозелитами те, которые были израильтянами издревле, от предков. Вот почему и пророк говорит: «Господи! Я – раб Твой, я – раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои».

Не сказал: ослабил, но: «расторг», выражая, что они сделались недействительными. «Узами» он называет скорби, искушения, опасности. Есть узы добрые, в которых лучше быть заключенным, как например те, о ко­торых говорится: «в союзе мира» (Еф.4:3), и: «есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). Но есть узы и противоположные, как, напр., те, о которых говорится: «в узах греха своего он содержится» (Притч.5:22). На это указывает и Христос, когда говорит: «сию же дочь Авраамову…, связанную так сата­ною, не надлежало ли освободить от уз» (Лк.13:16)? И Исаия гово­рит о Христе: «восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите» (Ис.49:8–9). Эти-то узы Бог растерзал, а не разрешил; первое больше последнего. Впрочем, не погре­шит и тот, кто захочет принимать эти слова в переносном смысле, разумея здесь узы грехов и всего ветхого человека. Есть и еще прекрасные узы, которые всегда носил Павел, как он сам говорит: «я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» (Еф.3:1); и еще: «я исполняю посольство в узах» (Еф.6:20; Деян.28:20).

Беседы на псалмы. На псалом 115.

Блж. Феодорит Кирский

Честна пред Господем смерть преподобных Его

См. Толкование на Пс. 115:5

Евфимий Зигабен

Честна (дорога) пред Господем смерть преподобных Его

Я, говорит, радуюсь о том, что умру; потому что смерть посвятившихся и преданных Богу есть драгоценна. Если и жизнь таковых людей дорога, то тем более смерть их, которая препровождает их ко Владыке и Богу их. Ибо преданные Богу, при смерти своей, получают от Него честь: их провождают и встречают святые ангелы.

Того же Василия Вел.: По истине дорога смерть святых. Ибо когда душа, быв очищена и прославившись подвигами за благочестие, предстает судии, сияя необыкновенною красотою добродетели, то как не дорога в очах Господа смерть такового человека? Итак, не станем оплакивать отшествие святых мужей отсюда, лучше же оплакивать дни рождения и появления в сей жизни. Ибо вход в сей мир бывает с бесчестием, скверною и смрадом; а исхождение и освобождение от сей жизни честно и славно, не всех людей, но только тех, которые свято и тщательно провели настоящую жизнь. Когда по- иудейски, или естественно умирали, тогда трупы их были гнусны; а когда смерть была за Христа, то останки (мощи) их дороги. И ныне кто прикасается к костям мученика, принимает сообщаемое благодатью, неотступно пребывающею в теле сем, некое освящение. И Пахимер в замечаниях на Дионисия говорит: Дорога пред Господом смерть святых не просто потому, что она есть смерть и распоряжение души с телом, но потому, что святые мужи оканчивают жизнь в святости. Феодорита: А если и для Бога честен, то для кого из святых не досточтим? Другой говорит: Видишь ли, что чашею спасения наименовал смерть за исповедание Бога? А сколь она дорога, это показывает воздаваемая по всей вселенной честь мученикам. И слова Господа показывают то же: кто исповедается о мне пред человеками, и Я исповедаю его пред Отцем моим, Который на небесах.

Еп. Ириней (Орда)

Честна пред Господем смерть преподобных Его

К такой радостной благодарности достаточно оснований; в спасении псалмопевца из опасности смерти Бог показал, что для Него дорога жизнь святых Его. Честна смерть преподобных: смерть святых благочестивых Израильтян не есть мелочь в очах Божиих, так чтобы Он нисколько не заботился о том, будут ли благочестивые умерщвлены нечестивыми или нет; напротив, их смерть является в очах Божиих как нечто ценное, как предмет особенной заботливости, Он придает большую цену их жизни.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Честна пред Господем смерть преподобных Его

Смерть святых дорога пред Тобою. Ты разрешил мои узы, избавил от гибели, за что я буду восхвалять Тебя в дому Господнем

«Дорога в очах Господних смерть святых Его!» Господь дорожит смертью святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в которое они попадают (см. 114 Пс 3 ст.). Таков смысл этого выражения по контексту речи и по параллели с 114 Пс. С этим не стоит в противоречии и обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном мздовоздаянии и бессмертии человеческой души.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Честна пред Господем смерть преподобных Его

См. Толкование на Пс. 115:3